Незнайка предчувствовал поражение в лунной гонке

В день Космонавтики, когда принято бить в фанфары, уместно будет вспомнить не только наши победы, но и поражения. Возможно, это поможет избежать ошибок в дальнейшем.

Действительно, почему СССР проиграл «лунную гонку»? Прежде всего, США на полную катушку задействовали свой научно-технический и экономический потенциал. Американцы сразу же объявили программу освоения Луны общенациональной: «Каждый американец должен внести свой вклад в успешное осуществление этого полета».

Как тут не вспомнить анекдотический случай, когда Шведская Академия наук собиралась присудить Нобелевскую премию человеку, руководившему запуском первого искусственного спутника Земли. При том режиме секретности, который царил тогда в Советском Союзе вообще, а в сфере космонавтики в частности, узнать имя этого человека легальным путем не представлялось возможным. Запрос шведских академиков передали Хрущеву, который вынес соломоново решение: «Автор спутника? Весь советский народ».

Между прочим, именно Хрущеву, его энергии, энтузиазму и решимости, советские люди обязаны первоначальными успехами в космосе. «Застойному» брежневскому руководству такое оказалось не под силу. Однако были и другие факторы.

После смерти Королева в 1966 г. на пост Главного конструктора был назначен Василий Павлович Мишин. «Назначение Мишина Главным конструктором ракетно-космических систем было большой ошибкой, - писал Герой Советского Союза Николай Каманин . – Мишин не справлялся… с обязанностями технического руководителя всей нашей космической программы». К аналогичному выводу пришел и директор отдела космической политики в Федерации американских ученых Джон Пайк .

По мнению генерал-полковника авиации Каманина, высказанному им в 1970 году, когда он руководил подготовкой космонавтов, «у нас не было и нет квалифицированного государственного руководства космическими исследованиями (то, что делают для освоения космоса Устинов и Смирнов – пародия на руководство).

Незнайка предчувствовал поражение в лунной гонке
Незнайка предчувствовал поражение в лунной гонке
Нас слишком заедают ведомственность и отсутствие четких планов, целеустремленных решений, строгой государственной и производственной дисциплины. Мы не приказываем и не требуем исполнения, а просим и уговариваем».

В то время как на другой стороне Атлантики «космические доллары» (деньги, выделенные на программу «Аполлон») стали проникать почти в каждую область американской экономики. Как отмечал один из ближайших сотрудников С.П. Королева, ученый и конструктор Б.Е. Черток , «подготовка высадки на Луну оказалась под контролем всего американского общества».

Режим секретности, стремление утаить технологии двойного использования от потенциального противника, привели к изоляции значительной части инженерно-конструкторских кадров, не имевших «секретных» допусков, от участия в создании новых космических технологий.

В подготовке экспедиции на Селену американцы тоже дали нам фору. Начало осуществления программы «Аполлон» президент Кеннеди провозгласил 25 мая 1961 года. И только 3 августа 1964 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О работах по исследованию Луны и космического пространства», в котором впервые отмечалось, что важнейшей задачей в исследовании космического пространства при помощи ракеты Н-1 является освоение Луны с высадкой экспедиции на ее поверхность и последующим возвращением космонавтов на Землю.

И наконец, как в США, так и в СССР военные пытались взять в свои руки руководство всей космической деятельностью, включая и гражданскую, что в обоих странах тормозило осуществление лунных пилотируемых программ. Однако НАСА и Джеймс Уэбб (James Webb - администратор (руководитель) НАСА - ред. , как пишет член-корреспондент Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, доктор наук США по специальности «Космическая политика и международные отношения» Юрий Караш , «удалось договориться с Пентагоном о разграничении полномочий в вопросах исследования и освоения космоса и в конечном итоге фактически полностью освободить «Аполлон» от влияния военных».

В СССР вся космическая «одиссея» находилась под опекой Министерства обороны, и средства на ее финансирование брались из оборонного бюджета. Руководитель военного ведомства маршал Гречко вообще был противником освоения Луны.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *