Отец концептуализма умер от рака

В Нью-Йорке в возрасте 78 лет от рака скончался художник и скульптор Сол Левитт (Sol LeWitt), одна из ключевых фигур послевоенного американского минимализма и концептуализма, автор теоретических работ по концептуализму.

Сол Левитт родился в Хартфорде, штат Коннектикут, в 1928 году в еврейской семье, которая эмигрировала из России. Изучал историю искусств в университете Сиракуз, в нью-йоркской школе мультипликаторов и рисовальщиков комиксов, как и его знаменитый одногодка Энди Уорхол, в Cartoonists and Illustrators School. Художник-график в журнале, позже - в бюро молодого архитектора китайского происхождения Пея. Воевал в Корее. В 1960 году он работал в Музее современного искусства (MoMA). Принимал участие в проектах концептуального искусства и лэнд-арта. В 1968 г. изготовил металлический куб, попросту зарыв его в землю на территории Нидерландов и письменно описав затем весь процесс исчезновения.

На Левитта оказали сильное влияние русские авангардисты и конструктивисты начала прошлого века. Безусловно, как художник, Сол Левитт вышел из «Черного квадрата» Казимира Малевича, хотя его кубы так и остались белыми. Простейший куб художник называл своей «базовой единицей». Он то усекал его грани – и тогда куб превращался в решетку, то множил кубы, создавая новую панораму, - так что строгий порядок превращался в какое-то нагромождение фигур, в чистый хаос.

Сол экспериментировал с формой и цветами своих объектов. Он работал только с простейшими геометрическими фигурами, и только в монохромной технике. Потом, напротив, создавал скульптуры и графические серии, делал настенные росписи.

Работа Сола Левитта
Работа Сола Левитта "Splotch". Музей Метрополитен. Нью-Йорк
Работы Левитта находятся в крупнейших собраниях современного искусства США, в Европе, например, в Мюнхене и Бремене.

«Художники-концептуалисты – скорее мистики, чем рационалисты. Они отваживаются сделать скачок к решениям, которых не могут достичь логикой», - писал Левитт в 1969 году в своей работе «Sentences of Conceptual Art», которая наряду с другим его произведением «Paragraphs on Conceptual Art» (1967), стала обоснованием теории концептуализма. Искусства, которое не взывает к эмоциональному сопереживанию, а представляет собой интеллектуальное угадывание идеи.

«Успешные идеи на вид обычно просты, поскольку кажутся весомыми», - утверждал Сол Левитт, замечательно обосновавший идеи конструктивизма.  

Термин "концептуализм" в 1961 году предложил художник Генри Флинт, позднее участвовавший в акциях флюксуса. в 1967 г. появляется первый манифест движения под названием "Параграфы концептуального искусства" Сола Левитта. "Формулировки Левитта переносили основной вес в произведении искусства с исполнения на замысел или планирование, на разработку идеи", - пишет в своей новой книге "Постмодернизм" Екатерина Андреева.

"В отличие от радикалов, которые, как Роберт Барри, "экспонировали" радиоволны, ультразвук или пустоту, заполненную двумя кубометрами гелия, Левитт создавал модульные объекты, связанные с минимализмом середины 1960-х, хотя в области идей он был в гораздо большей степени последователем сюрреализма, чем конструктивизма, заявляя о необходимости бесповоротно отдаваться во власть иррационального", - продолжает свою мысль Е.Андреева.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить