Белый Дом придумал, как покорить Иран чужими руками

Понимая свою неготовность к новой войне, Вашингтон использует резолюцию Совбеза ООН для более тщательной подготовки к свержению режима в Тегеране. Американцы решили применить испытанный метод формирования «пятой колонны», стравливая деловые круги Ирана с руководством страны. При этом, международные санкции помогут США переложить большую часть своих убытков на другие страны.

Когда принимаются резолюции, пушки молчат. Согласованная позиция Совета Безопасности ООН по иранской проблеме, очевидно, удовлетворяет всех и, в первую очередь, как не парадоксально – Иран.

Тегеран вряд ли ощутит разницу своего положения в мире после введения очередных санкций. До настоящего времени Исламская Республика успешно преодолевала всевозможные преграды, которые в течение долгих лет ставились перед ней.

Умело используя противоречия стран-членов Совбеза ООН, их разновекторный интерес к своей стране, Иран, вероятно, и сейчас сможет вывернуться из создавшейся ситуации. Санкции в отношении десятка иранских госкомпаний и примерно двадцати физических лиц больше похожи на окрик, чем на наказание.

Главное для Тегерана, что лейтмотивом резолюции является ее мирная направленность и стремление к решению ядерной проблемы с помощью дипломатии. С одной стороны, это для Ирана выигрыш во времени, с другой – резолюция как международно-правовой документ связывает руки США.

Начинать войну после подписания резолюции – это слишком даже для Вашингтона. Безусловно, США понимают, что сейчас они не готовы к эффективной и быстротечной операции.

Но столько было написано о войне и так убедительно лидеры двух государств угрожали друг другу, пугая весь мир, что уходить с ринга, признав свою несостоятельность, обидно.

Соединенные Штаты, кончено, используют этот документ для более тщательной подготовки к нападению. То, что оно будет, почти не вызывает сомнений. Без ослаблений позиций Тегерана Вашингтон не добьется в этом регионе ни одной стратегической цели.

США, если судить по выступлениям высшего руководства, на ближайшую перспективу ставят перед собой ряд задач, после решения которых военное вторжение может носить ограниченный характер или вообще будет исключено. Это испытанный способ формирования и активизации «пятой колонны». На данном этапе армия служит только фоном.

Это подтверждается позицией Кондолизы Райс, которая считает, что усиление группировки вооруженных сил в зоне Персидского залива «помогает нашей дипломатии». Цель этой дипломатии – предпринимать действия, призванные как можно больше ограничить финансово-экономические связи других государств с ИРИ. Иными словами, найти рычаги влияния на остальные страны, чтобы те свернули деловые связи с Ираном во всех областях.

Вашингтон не удовлетворяет рекомендательный характер резолюции в этой сфере, и он идет дальше. Цель – вызвать недовольство деловых кругов Ирана руководством страны.

На идейном фронте США проигрывают Ирану, да и бороться за идеалы демократии по-американски на иранской территории небезопасно. Зато поиграть на выгоде, доходах, барыше – вполне возможно.

По логике Вашингтона, усиление давления (блокирование инвестиций, замораживание контрактов, сокращение экспорта и импорта) приведет, как выразилась госпожа Райс, к «осознанию разумными силами» в Тегеране того, что их страна «находится на вредном для себя пути».

В США нашли, как видно, самый дешевый способ покорить Иран – сделать упор на «разумные силы». Путь не короткий, но верный и испытанный. В результате решаются не только задачи контроля над Ираном и всем персидско-каспийским энергетическим эллипсом, но и ряд других проблем, которые Госдеп США напрямую связывает с Тегераном.

Заместитель государственного секретаря оп политически вопросам Р. Николас Бернс перечисли эти проблемы, выступая на конференции 21 марта – это «беспорядки в Ираке, стремление «Хезболлы» свергнуть правительство Ливана, угроза со стороны палестинских сил Израилю и ядерная программа».

«В течение последних двух лет мы пытались сформировать всеобъемлющую политику, направленную на то, чтобы ограничить и сдержать способность Ирана добиться успеха в этих четырех областях. Мы делали это, пытаясь создать многочисленные точки давления на Иран…, чтобы вынудить их просчитать цену своих амбиций», - сказал Бернс.

Вашингтон считает, что принятая резолюция «откроет новые возможности для санкций» и уже сейчас стремится убедить международные финансовые учреждения в том, что им следует либо не вступать в деловые отношения с Ираном, либо вообще прекратить с ним всякие связи. План для США хорош уже тем, что убытки по покорению Ирана лягут не только на Америку, а будут под лозунгами свободы и демократии распределяться на значительную часть мировых экономических игроков.

По словам замминистра финансов США Стюарта Леви, «ведущие финансовые учреждения мира пришли к выводу, что они не хотят быть банкирами режима, который сознательно скрывает характер своей нелегальной деятельности».

Такую же ситуацию, по словам Бернса, США хотят создать в нефтяной сфере, призывая компании воздерживаться от инвестиций в Иран. С большой долей уверенности можно констатировать, что Белый Дом сделал ставку на дестабилизацию обстановки внутри Ирана, опираясь на недовольство деловых кругов.

«Мы надеемся, что решающее слово в Иране будет за теми, кто понимает, что они в мире не одни…, и в определенный момент иранцы захотят сесть за стол переговоров» - заявил Бернс. Для дипломата по форме слишком откровенно, но по содержанию вполне соответствует нравам Вашингтона.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить