Половое воспитание школьникам в России пока не грозит

Сколько бы не обсуждали возможность преподавания в российских школах дисциплины по сексуальному воспитанию детей, вопрос остается открытым. И проблема здесь даже не в том, что нет специалистов, учителей, которые разъяснили бы школьникам суть предмета. Сама цель изменения школьной программы довольна расплывчата.

Читайте по теме: Уроки секса во втором классе. Они проходили в отсутствие учителя

Безусловно, целью можно считать общее теоретическое знакомство с сексом и всем тем, что входит в понятие «интимная жизнь», однако, до сих пор все попытки введения такого предмета сбивались на пропаганду защищенного секса, о чем школьники, впрочем, уже знают, если не из собственного опыта, то из рекламы презервативов.

На вопрос, нужно ли вводить предмет полового воспитания, в школах столицы отвечали приблизительно одинаково – ни в коем случае. Объясняли такую категоричность перегруженностью программы и дефицитом часов. Кроме того, считается нецелесообразным вводить предмет, яко бы повторяющий курс анатомии и биологии в школах. Правда, встречались и прогрессивные взгляды на этот вопрос. Руководство некоторых школ высказало мысль о том, что подобные занятия нужно проводить факультативно и делать это должен обязательно специалист, а не простой учитель.

Неожиданно разные ответы вызвал вопрос, в каком классе с учащимися можно начинать разговор о половом воспитании. Большинство «проголосовало» за 7-8 класс, однако, «зная современное молодое поколение», некоторые считают, что делать это надо бы прямо с 1 класса.

Между тем, первой страной в мире, которая ввела в систему образования занятия по половому воспитанию, была Швеция. Там, предмет «Сексуальность и личные отношения» стал обязательным в школе с 1955 года. Здесь в 11–12 лет со школьниками начинают обсуждать общее анатомическое строение человека и различия между мужчиной и женщиной. С 13–15 лет с ними проводятся беседы о сексуальных и личных отношениях. Эти обсуждения могут происходить не только на занятиях по половому воспитанию, но и на уроках биологии, религии, истории, этики, социологии и литературы. Затем 16-19-летние подростки переходят в гимназию, где вопросы любви, сексуальности, контрацепции, порнографии освещаются более подробно.

В Японии уроки полового воспитания начинаются в 3-4 классе, когда детям объясняют, что такое менструация и эякуляция. В Великобритании к вопросу полового воспитания решили подойти несколько с другой стороны. Здесь 14 начальных школ участвуют в правительственной программе, которая знакомит детей младших классов с гомосексуализмом. Сказки, из специально подготовленных для этого учебников, рассказывают, например, о том, как принц отверг любовь трех принцесс и влюбился в одного из их братьев. В финале сказки - свадьба двух молодых людей.

В нашей стране проект полового воспитания школьников был предложен несколько лет назад, но был встречен волной протеста родителей и священников и ушел в небытие. Отчасти так случилось потому, что за «половое воспитание» российских детей активно взялись частные и муниципальные организации, которые выпустили свою учебно-методическую литературу, однако, пособия эти были, мягко говоря, странными.

Так, Министерствообразования Челябинской области выпустило сборник рекомендаций, как проводить уроки полового воспитания в школах. Учителя брошюру сразу признали неприемлемой для преподавания. В новом учебнике ребятам предлагалось ознакомиться со стихами Пушкина, Маяковского, Лермонтова и других классиков, переделанными на манер откровенно пошловатых стишков.

Бунтовала и духовная общественность Екатеринбурга. Протест вызвал новый метод преподавания дисциплины «Охрана безопасности жизнедеятельности». Специальное пособие содержало, например, практическое упражнение «Вечеринка». Во вступлении к нему говорилось: «Представьте, что на вечеринке, так уж получилось, вы вступаете в незащищенные сексуальные контакты».

В общем, неудивительно, что предмет полового воспитания в наших школах не прижился. Ведь сам процесс его введения был пущен на самотек, не был должным образом проконтролирован, хотя при ином раскладе мог бы сослужить добрую службу.

Считается, что для нормального сексуального развития ребенка его с раннего возраста надо приучать к тому, что маме и папе необходимо уединиться, чтобы побыть друг с другом. Тогда и у повзрослевшего чада интимная связь будет ассоциироваться с уединенным вариантом любви, с семьей. И половые отношения им будут пониматься как особое проявление чувств самых близких друг другу людей. И в этом смысле вполне явственна конечная цель полового воспитания детей: ею видится понимание ребенком еще в юности супружеского счастья.

Исследования в Америке показали, что лишь немногие родители способны правильно организовать половое воспитание в семье. Большая же часть американских подростков получает сведения о сексе от друзей. При этом 77% взрослых американцев поддержали идею введения в школах дисциплины по половому воспитанию, и 5% запретило своим детям посещать такой предмет.

В России таких масштабных исследований не проводили. Можно лишь догадываться о том, насколько ревностно родители относятся к тому, что с их детьми на интимные темы будет разговаривать посторонний человек. У нас по-прежнему многие считают, что такие разговоры нужно проводить в семье. На деле же мало кто знает, когда нужно начинать беседовать об этом с ребенком: вначале кажется, что рано завязывать такой разговор, затем не можешь найти подходящего момента, потом просто стесняешься говорить об этом и пускаешь все на самотек.

Во времена моего взросления родители меня тоже не консультировали по этому вопросу. Зато в школе была у нас замечательная классная руководительница, которая, выяснив, что нам, учащимся 6 класса, это интересно, стала вызывать в школу специалистов и устраивать отдельные занятия для мальчиков и девочек. Нам, девчонкам, такие беседы были очень интересны, именно тогда и весьма кстати я узнала, что такое «критические дни», так что произошедшие со мной изменения меня не напугали. Интересно, что к выпускному вечеру некоторые мои ровесницы из параллельных классов, (где бесед о половом воспитании никто не проводил), либо уже стали мамами, либо уже к этому готовились, причем чаще одни, чем с будущими папами. А вот среди моих одноклассниц и сейчас, спустя 5 лет после окончания школы, «прибавлением в семействе» пока никто не отличился.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить