На Балтийском флоте практически не осталось подводных лодок

Для Балтийского флота День моряка-подводника , отмечаемый сегодня, имеет особое значение. Именно на Балтике была построена первая русская подводная лодка. На Балтике, в Либаве, был сформирован первый в России учебный отряд подводного плавания по подготовке командиров подводных лодок и специалистов младшего командного и рядового состава.

На Балтике начались разрабатываться основы боевого использования подводных лодок. В период Великой Отечественной войны подводники Балтийского флота совершили 196 боевых походов, потопили 149 вражеских кораблей и транспортов общим водоизмещением 360 тысяч тонн. В послевоенные годы на весь мир гремели ратные дела подводников-балтийцев. Сегодня об этом можно только вспоминать. Прискорбно, но факт: в главной базе Балтийского флота – Балтийске – сегодня лишь одна подводная лодка “Варшавянка”. И та приписана к Кронштадту.

Единственная на Балтике ходовая подводная лодка, которой командует капитан 3 ранга Виталий Чикин , обеспечивает боевую подготовку надводных кораблей БФ, работы под водой по испытанию новой техники тоже ложатся на “Варшавянку”. Еще две подводные лодки не могут отойти от причала в Кронштадте. А в начале девяностых годов прошлого века дважды Краснознаменный Балтийский флот имел в своем составе около 100 подводных лодок.

Заболтав общество мудреными терминами вроде “ обороной достаточности ”, “реформаторы” за считанные годы привели материальную базу и кадровый состав военно-морского флота в такое плачевное состояние, что ныне говорить о какой-то там конкуренции и “системе сдерживающих противовесов” на море Российского флота и флотов потенциальных стран - агрессоров не приходится. Не только США обошли нас по количеству и качеству морских вооружений - мы позади Великобритании, Франции, и еще многих государств.

О некогда могучем подводном флоте СССР за границей разве что сегодня напоминают подводные лодки, превращенные, где в музеи, а где и в плавучие бордели.

Средняя подводная лодка С-359 (проект 613) предназначалась для действия на морских коммуникациях противника, несения позиционных и разведывательных служб. Созданная конструкторами В. Перегудовым и Я. Евграфовым подводная лодка до начала девяностых годов прошлого века несла службу в составе Балтийского флота. В 1994 году корабль передали инициативной группе датских безработных. Лодку сначала отбуксировали в гавань Колдинг, затем в Наксков. Ныне на лодке расположено кафе и музей эпохи “холодной войны”.

Исправно несла службу на Балтике до начала девяностых и С-194. Но в 1992 году ее продали шведской компании, которая до 1999 года экспонировала лодку в Стокгольме. Ныне “эска” Балтфлота стоит в городе Норрчепинг .

Крейсерская дизель - электрическая подводная лодка с крылатыми ракетами К- 24 (проект 651) принадлежала к первой в СССР серии подводных лодок с крылатыми ракетами (специального проекта).

По своим боевым возможностям она превосходила все дизельные подводные лодки в мире своего времени. Дальность плавания К-24 составляла 18000 миль, глубина погружения 300 метров. На вооружении были 4 пусковых установки противокорабельных ракет П- 6 или П -5Д, 6 носовых и 4 кормовых 533- мм торпедных аппарата (18 торпед). Экипаж составлял 78 человек. Подводная лодка в июне 1991 года была исключена из состава Балтийского флота и брошена в Лиепае (Латвия). Были брошены в Лиепае и К- 79, К-93, К -96, К- 124, К -183, К- 372...

В июле 1994 года латыши продали К- 24 датчанам, которые в 1998 году перепродали подводную лодку немцам. Немцы установили К-24 в Пеенемюнде и с 1999 года лодка открыта для осмотра, каждый день ее посещает до 1000 посетителей, которые охотно платят за входной билет 5 евро.

Большая дизель-электрическая подводная лодка Б-15 ( проект 641) за 365000 долларов была продана канадскому предпринимателю Стену Шерману. После ремонта она открыта для посещения, и теперь канадцы и гости имеют возможность поглощать виски и обнимать своих дам под шумы идущих торпед и работающих дизелей.

Лодку этого же проекта Б- 427 хотел приобрести под музей российский Центр морской славы . Увы. Ныне Б-427 установлена в американском городе Лонг-Бич рядом со знаменитым лайнером “Куни Мэри”. Наши бывшие подводные лодки нашли приют и на берегу реки Калимас в Индонезии, в бельгийском городе Зеебрюге, канадском Нью-Вестминстере, английском Фолкстоун-Харборе, немецком Гамбурге и т. д..

Многие из них, являясь частной собственностью, превращены в развлекательные центры.

Обсудить