Виктюка достали шашлыки и экскременты

Правительство Москвы уже приняло ряд постановлений, по которым всемирно известный шедевр конструктивизма – «ДК имени Мельникова» в Сокольниках передавался Театру Романа Виктюка. Но бывшее руководство Москомнаследия умудрилось сдать значительную часть здания ресторану «Бакинский дворик», работающему круглосуточно. В результате публика должна во время возвышенных спектаклей обонять запахи не совсем здоровой пищи.

«Мы надеемся, что все-таки в конце 2007 года эта проблема будет решена, и в театре начнётся ремонт, - сообщил Роман Виктюк на встрече с московскими журналистами. – Кстати, первый спонсорский взнос на ремонт ДК имени Мельникова сделал американский журналист Пол Хлебников незадолго до своей гибели. Он очень хотел, чтобы во время спектакля открывались окна и вечерний город проникал в пространство спектакля».

Однако, «Бакинский дворик» выезжать с выгодного места явно не собирается. Хозяева ресторана намерены отстаивать свои позиции в суде. «Судиться, видимо, будут с самим Лужковым, который законно передал здание театру великого маэстро сцены», - сказал нам директор Театра Романа Виктюка Игорь Краснопольский, ещё не оправившийся от злодейского нападения неизвестных «хулиганов» в январе.

В такой ситуации было принято решение провести юбилейный фестиваль лучших спектаклей Романа Виктюка на сцене киноконцертного зала «Мир», что на Цветном бульваре. Он пройдёт с 24 марта по 5 апреля и представит публике такие общепризнанные шедевры как «Служанки», «Мастер и Маргарита», «Саломея», «Сергей и Айседора», «Непостижимая женщина, живущая в нас», «Эдит Пиаф» и другие. В них примут участие суперзвёзды отечественной сцены – Ефим Шифрин, Вера Сотникова, Ирина Апексимова и Дмитрий Бозин. А в «Эдит Пиаф» вновь блеснёт экстравагантная грузинская джазовая дива Нуца, которую справедливо величают второй Ниной Симоне.

«Правде.Ру» удалось задать Роману Виктюку несколько острых вопросов, на которые он ответил, как всегда, откровенно и остроумно.

- Уважаемый мэтр, в последнее время под руководством Михаила Швыдкого и его зама по театру Майи Кобахидзе на нашей сцене торжествует направление, которое драматург Волохов называет «бояковщиной». Его блестяще представили спектакль Вырыпаева «Июль» про маньяка-людоеда и проведенный Серебренниковым и Мироновым фестиваль «Территория», во время которого некие венгерские «авангардисты» обнажали гениталии и мочились прямо на сцене «Новой оперы». Как вам такой «прогресс?

- Швыдкой и Кобахидзе – мои давние друзья… (смеется) Конечно, я наблюдаю за всеми этими «экспериментами», которые во многом просто копируют западный театральный «авангард» сорокалетней давности. Когда приходится беседовать с творцами этого направления, то они признаются, что за их новациями ничего нет, одна пустота.

Но что может породить пустота? Только пустоту. Отсюда, из пустоты, на сцены театров пришла матерщина. Теперь вот мочеиспускаться стали на сцене оперного театра. В такой ситуации надо просто набраться терпения и ждать. Хотя, когда я вижу, что всё это творится не где-нибудь, а на сценах лучших театров Москвы, то хочется воскликнуть «Боже мой!»

- Неужели с будущим нашего театра всё безнадежно?

- Ну что вы! Очень много сильной, яркой, по-настоящему духовной молодёжи. У нас, на Украине, где я недавно вновь побывал… А на днях в Москве на концерте великой Елены Образцовой ко мне подошёл молодой человек и предложил свою пьесу. Читал всю ночь, до пяти утра, и решил – будем ставить. Буквально на следующей неделе в моём театре состоится читка. Фамилия автора – Гурьянов. Советую запомнить. Так что поверьте, в нашем искусстве есть немало нового и неожиданного помимо всех этих… «практикумов» (смеется).

- Раз вы заговорили об Образцовой, то, как обстоит дело с постановкой «Венеры в мехах» Захер-Мазоха, где примадонне предложена главная роль. Что-то всё очень затянулось к огорчению поклонников вашего творчества…

- От идеи постановки никто не отказывался, тем более, что Образцова очень увлечена ею. Помню, когда мы как-то были вместе с нею в Нью-Йорке, то по давней традиции отправились по музыкальным магазинам закупать чемоданами диски с классикой.И вдруг Елена куда-то запропастилась… Встретились уже в гостинице, Образцова говорит: «Я подготовила сюрприз». Уходит и появляется в шикарном кожаном наряде для садомазохисток с плёткой в руках. Она очень эффектно выглядела. Ведь, чтобы войти в роль, Елена похудела тогда на 17 килограммов… Сейчас, наверное, тоже придётся несколько похудеть.

- Маэстро, вы давно не радовали нас оперными постановками. Недавно в кулуарах коллегии ФАККа Майя Кобахидзе призналась прессе, что директор Большого Анатолий Иксанов после дружеской критики решил поставить шедевр классика английской музыки ХХ века Бенджамина Бриттена - оперу «Билли Бад» по не лишённой пикантности повести Германа Мелвилла. И режиссёром хотят предложить стать вам.

- Просто удивительно, как уважаемая Майя Кобахидзе уловила мой давний интерес к музыке Бриттена и сюжетам его опер. К сожалению, его потрясающие оперы в России малоизвестны даже меломанам. Когда мой друг, покойный главный дирижёр «Новой оперы» Евгений Колобов давно спрашивал меня, что я хочу поставить, то я ответил: «Смерть в Венеции» Бриттена». И Женя мне удивленно ответил: «Извини, но я не знаю такой оперы». Пришлось ставить «Искателей жемчуга» Бизе. Так что предложение поставить Бриттена мне очень приятно.

Кстати, я только что закончил телепостановку знаменитой монооперы французского композитора Франсиса Пуленка «Человеческий голос». Её у нас давно и неплохо знают, но всегда оперу пели женщины. В моей постановке будет петь мужчина – уникальный контртенор.

- С нетерпением ожидаем этот несомненный шедевр. В заключение же позволим поинтересоваться: «Почему в юбилейный фестиваль не включён любимый публикой спектакль «Старая актриса на роль жены Достоевского» с бесподобной Татьяной Дорониной?»

- Просто это не наш спектакль, а МХАТа имени Горького. Он там идёт до сих пор с большим успехом. Для меня Татьяна Доронина – не просто великая актриса. Это настоящая Дива. К сожалению, недооценённая…

По этому спектаклю мне вспоминается занимательный, юмористический такой эпизод. Когда я поставил пьесу Эдика Радзинского, то на один из премьерных спектаклей пришёл Михаил Ефимович Швыдкой, причём как критик. А это было время раскола МХАТа на ефремовский и доронинский. Швыдкой тогда очень активно поддерживал Олега Ефремова и его сторонников.

Так вот, во время спектакля Доронина разглядела сидящего в зале Швыдкого и посреди спектакля закричала ему: «Эй, лысый! Встал и вышел из зала!» Публика поначалу ничего не поняла. Тогда Доронина повторила свою фразу. Надо отдать должное Михаилу Ефимовичу – он покраснел, но из зала не вышел.

Швыдкой ещё несколько раз приходил на спектакль, но сидел в задних рядах партера, а потом – и вовсе в бельэтаже. А Доронина посылала людей перед спектаклем узнать, пришёл ли «этот лысый» и где он сидит.

Это я рассказываю не с целью, кого-нибудь обидеть, а как юмористический курьёз. Ведь все знают, что мы с Михаилом Ефимовичем – большие друзья. Совсем недавно до двух часов ночи просидели, говорили о вечном и преходящем…

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить