Депутаты хотят повысить взятки на дорогах

В пятницу Госдума РФ приняла в первом чтении закон, предусматривающий серьезное повышение денежных штрафов за нарушение правил дорожного движения. Депутаты и чиновники, лоббировавшие его принятие считают, что внушительность штрафа станет решающим аргументом для потенциального нарушителя. Скептики же полагают, что это позволит лишь улучшить благосостояние нечистых на руку инспекторов ГИБДД.

Решение принять закон о повышении ответственности автомобилистов за нарушения правил дорожного движения назревало давно. И здесь необходимо отдать должное умению МВД убедить властные структуры в том, что во всех бедах на российских дорогах виновны водители.

Агрессивную позицию МВД и подведомственного ему ГИБДД понять можно. В результате дорожно-транспортных происшествий в России ежегодно гибнет около 30 тысяч человек. В отчете за прошлый год МВД не без гордости заявило, что смертность в 2006 году снизилась почти на тысячу. Что, безусловно достижение. Но на абсолютный показатель трагедий такое «достижение» не сказывается.

Поскольку руководство ГИБДД регулярно получало «по фуражке» от президента, милиционерами было принято решение «списать» все свои грехи на излишне либеральное законодательство. Основным тезисом работников ГИБДД, которым они объясняли собственное бессилие в борьбе за порядок на дорогах, стал немыслимо малый штраф, который платят нынче все нарушители.

Штраф, действительно невелик. За нарушение правил, которым грешат почти 100% автовладельцев – не пристегнутый ремень, следовал штраф в 50 рублей. По мнению милиционеров – деньги весьма незначительные. Кроме всего прочего, себестоимость процедуры накладывание минимального штрафа (печатание квитанций, банковские операции и т.п.) была дороже, чем штрафной «полтинник».

В итоге сотрудники ДПС фактически прекратили фиксировать нарушения правил, предусматривающие небольшие штрафы. Параллельно руководители ГИБДД объявили проект увеличения штрафов чуть ли ни панацеей от того огромного количества ДТП со смертельным исходом.

Замечу, что логика чиновников в погонах была абсолютно нарушена. Ведь, по существующим законам, вину водителя определяет не инспектор, фиксирующий, как ему кажется нарушение правил, а судья, который должен посчитать факт нарушения доказанным. То есть объяснить профессиональное бездействие сотрудников ГИБДД, игнорирующих тот же не пристегнутый ремень безопасности не имеет никакого вменяемого объяснения.

Любой автомобилист расскажет, что беспокоит на дороге не размер штрафа, а время, которое тратиться на оформление протокола нарушения. И если бы инспекторы за один день оштрафовали злостного непристегивальщика раз шесть, то и потерял бы он не только 300 рублей, но и более часа драгоценного времени – по инструкции на оформление одного протокола инспектор должен тратить 10-15 минут.

Самое потрясающее в другом: если ГИБДД сможет заставить автомобилистов пристегиваться это должно привести к снижению смертности при авариях в ДВА(!) раза. Именно таковы статистические данные исследований в странах Европы.

Согласно закону, который в первом чтении приняли депутаты Госдумы, штрафы вырастут внушительно. Все тот же не пристегнутый ремень безопасности обойдется нарушителю в 300 рублей. Управление автомобилем в нетрезвом виде вообще будет «стоить» 5000 рублей или административным арестом н а 15 суток.

Депутаты и чиновники, лоббировавшие принятие этого закона считают, что внушительность штрафа станет решающим аргументом для потенциального нарушителя. Скептики же полагают, что увеличение штрафов лишь позволит улучшить благосостояние нечистых на руку инспекторов ГИБДД – «разобраться» на месте и без протокола станет намного дороже.

Но даже если все инспекторы прекратят брать взятки на обочине и в одночасье станут кристально чистыми, то само по себе увеличение штрафов без системной работы над повышением безопасности движения к реальному улучшению ситуации не приведет. Ведь еще Карамзин подметил, что «суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения».

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *