Конечной точкой нефтепровода ВСТО станет бухта Козьмино

Как сообщили корреспонденту «Правды.Ру» в Дальневосточном отделении WWF РФ, строительство СпецМорНефтеПорта Козьмино начнется в апреле этого года, а завершится, как ожидается, в конце 2008г.

«Размещение объекта именно в бухте Козьмино обусловлено тем, что она закрыта и находится в отдалении от заповедников и природных парков» - сообщают в Центре управления проектом ВСТО. Погрузочный комплекс будет располагаться в 400 м от берега, и для того, чтобы сюда могли заходить танкеры дедвейтом до 300 тыс тонн, потребуются минимальные дноуглубительные работы. Современные технологии хранения и перекачки нефти позволяют обеспечить необходимые условия для сохранения экосистемы бухты и прилегающей территории.

«Транснефть» разработала проект нефтепровода еще в прошлом году. С самого начала проектирования серьезные вопросы экологов вызывали в первую очередь два участка 4200-километрового маршрута – конечная точка в бухте Перевозная, и участок, проходящий в 800 метрах от озера Байкал в сейсмоопасной зоне. После общероссийских массовых протестов, как экологов, так и простых граждан, в результате которых труба была отодвинута от Байкала на 400 км . А вот с местом выхода к Тихому океану компания долго не могла определиться. Предложение сделать конечной точкой бухту Перевозная в Амурском заливе изначально вызвало резкое недовольство со стороны экологов.

WWF России совместно с ведущими академическими институтами и университетскими учеными Дальнего Востока опубликовал доклад, в котором содержался анализ десяти возможных вариантов размещения конечной точки нефтепровода и строительства терминала. Бухта Перевозная была названа в этом докладе «наихудшим из возможных вариантов». В августе прошлого года WWF и Транснефть создала рабочую группу с целью проведения экологической оценки конечного пункта нефтепровода. К сожалению, встречи с компанией, представление ей объективной информации о недопустимости строительстве в Перевозной на тот момент ни к чему не привели. Помимо встреч с самой компанией WWF подготовил и отправил аналитические записки в профильные министерства, администрацию президента и Совет Федерации. В результате этой работы осенью 2005 года во время визита во Владивосток позицию фонда поддержали три министра - министр природных ресурсов Юрий Трутнев, министр экономики Герман Греф и министр торговли и транспорта Игорь Левитин.

В частности, глава МПР Юрий Трутнев назвал Перевозную «непригодной» для целей «Транснефти» и предложил бухту Козьмино. Недовольство было вызвано в первую очередь тем, что Перевозная - это мелкая и открытая бухта. Кроме того, в непосредственной близости от бухты находятся два государственных заповедника - «Кедровая падь» и Дальневосточный морской заповедник и федеральный заказник «Барсовый», а кроме того и территория обитания более 15% видов животных, занесенных в Красную книгу (в том числе дальневосточного леопарда и амурского тигра). А вот к бухте Козьмино, еще 50 лет назад использовавшейся как аэропорт для гидросамолетов, затем как база для раздела судов на металлолом и ныне заброшенная, экологи претензий не имеют. Именно поэтому бухта Козьмино изначально предлагалась WWF как альтернативный вариант конечной точки ВСТО.

Зимой 2006 года Ростехнадзор дал отрицательное заключение Государственной экологической экспертизы на представленный компанией «Транснефть» проект строительства нефтяного терминала в бухте Перевозная.

В соответствие с позицией государственных природоохранных ведомств и Ростехнадзора компания «Транснефть» провела новый сравнительный анализ потенциальных мест расположения нефтяного терминала, а 27 июля 2006 года, президент компании «Транснефть» Семен Вайншток, выступая в Иркутске, объявил, что конечной точкой расположения нефтяного терминала должна стать бухта Козмино.

Нынешнее утверждение Пуликовским положительного заключения государственной экологической экспертизы строительства нефтепорта в Козьмино знаменует положительный результат долгого процесса поиска экологически и экономически приемлемого решения при реализации крупнейшего и сложнейшего инфраструктурного проекта, имеющего национальное геополитическое значение.

 

 

 

Автор Евгения Патановская
Евгения Патановская — журналист, сотрудник новостной службы "Правды.Ру" *
Обсудить