Сельская школа Калининградской области сопротивляется реформам

В поселке Краснолесье, расположенном на восточной окраине Калининградской области, проживает около 500 человек. В местной “девятилетке” обучалось 43 ученика (в каждом классе от 2 до 8 человек).

В прошлом году в ходе реструктуризации образовательной системы муниципальные власти решили преобразовать базовую школу в начальную школу-детсад, а ребят постарше возить на учебу в близлежащий поселок. Но родители учеников этому воспротивились. И это противостояние длится уже скоро год. “Мы хотим, чтобы чиновники заботились не об экономии государственных средств, а о детях.

Для нас здоровье и безопасность наших детей дороже, чем качество даваемых им знаний, - заявили родители, указывая на аварийное состояние местных дорог. Из поселка ведут две дороги – в Дубовую Рощу (12 км) и в Гаврилово(14 км). Узкие грунтовки вперемежку с разбитым асфальтом и немецкой брусчаткой в непогоду становятся непроезжими. Школьному автобусу невозможно на них разминуться с лесовозами и самосвалами. Одно время в Краснолесье не ходили автобусы – спецкомиссия признала дороги аварийными.

Летом прошлого года жители Краснолесья собрали сельский сход и 196 голосами постановили сохранить свою школу в прежнем статусе. По закону этого достаточно, чтобы закрыть вопрос и дать детям спокойно учиться в своей школе. Однако местные власти проигнорировали мнение схода и начали давление на родителей, отказывающихся отправлять детей в школу по непроезжим дорогам. Одновременно они перестали платить учителям школы.

Решение местных властей поддержала министр образования правительства Калининградской области москвичка Наталья Шерри. На многочисленных пресс-конференциях она заявляла, что в краснолесенской школе низкий уровень образования. В школе десять педагогов, и только пятеро имеют высшее образование.

Правда, как утверждают информированные источники, не этим в первую очередь озабочены муниципальные власти и региональный министр образования. На одном из электронных сайтов появилась информация, о том, что Калининградская область решила участвовать в новом конкурсе Минобрнауки по поддержке регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. В условиях отбора записано, что регион должен осуществить “переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждения” - за это дают 270 баллов.

Правда, в этом случае финансирование школы напрямую зависит от числа учеников, а не учителей, что ставит сельские школы в заведомо проигрышную ситуацию. Формально, для сельских школ с их малой наполняемостью предусмотрены повышающие коэффициенты, однако их размер регион определяет сам. А удаленным школам, где учеников меньше 10, не выжить ни при каких коэффициентах, утверждают директора сельских школ. Но местные власти ставят на выигрыш крупных “модернизационных” грантови“сдают” малокомплектные школы одну за другой.

Родители школьников Краснолесья написали письма Президенту России, губернатору области, оспорили решение о реорганизации школы в районном суде. Но районный и областной суд признал постановление законным. В суде сейчас находится еще одно дело – против регионального министерства образования – о незаконной методике расчета норматива подушевого финансирования.

Пока идут суды, с 1 сентября прошлого года ученики 5-8 классов краснолесенской школы перешли на самообразование. Учителя до конца января давали им программу совершено бесплатно. Лишь недавно на базе школы создан консультационный пункт вечерней школы города Нестерова, который и посещают ученики 5-8 классов Краснолесья.

Следуя примеру краснолесенцев, жители поселка Талпаки Гвардейского района собираются в знак протеста против разрушения школьного уклада, на котором держится жизнь их поселка, перекрыть федеральную трассу. Ропщет против планов закрытия местного очага знаний и население поселка Загорского Черняховского городского округа. За борьбой “девятилетки” в Краснолесье следят и другие “малокомплектные” школы области. Ведь от ее исхода зависит и их участь. В регионе планируется реструктурировать 65 школ.

Одиночное сопротивление реформам маленькой сельской школы стало предметом обсуждения на семинаре, который провела в области группа экспертов Института проблем образовательной политики “Эврика”. Ректор института Александр Адамский считает, что конфликт в Краснолесье спровоцирован абсолютной безграмотностью органов местного самоуправления.

По словам Адамского сложившаяся ситуация напоминает ему сюжет американского фильма “Спасти рядового Райана”, где на выручку солдата брошены большие силы. Все собрались и обсуждают возникшую в Краснолесье проблему, предлагают пути ее решения. Главное, чтобы переговорщики, выступающие от лица родителей школьников, не увлеклись, почувствовав “упоение в бою” и не пошли на новый виток конфронтации.

С другой стороны, - заявил Александр Адамский одному из местных изданий, – отрадно, что благодаря противостоянию сформировалась группа людей, которые осмелились власти диктовать общественный заказ. И власть готова вступить с ними в правовые отношения, хотя инициативная группа не представляет собой какое-то официальное учреждение или организацию.

Если эта группа примет вызов и выдвинет свой план выхода из конфликта – это будет правовой прорыв, своего рода показательный пример диалога власти с гражданским обществом. На этот случай смотрит сегодня вся Россия. Именно гражданское общество, а не чиновничество, должно регулировать образовательную политику и отвечать за финансирование учебных заведений.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе