«Московская биеннале – это срамота!»

1 марта в ЦУМе на Петровке официально откроется Вторая Московская биеннале современного искусства. Здесь и в строящемся небоскребе «Федерация» пройдут основные мероприятия биеннале, хотя будут задействованы и другие площадки – от Музея современной истории на Тверской до модной среди любителей нализаться галереи «Винзавод».

На пресс-конференции в ФАККе главный куратор биеннале Иосиф Бакштейн так и не смог ответить на вопросы прессы, почему за 52 миллиона казенных денег московской публике предлагают очередную и предельно унылую тусовку одной и той же «арт-группы», которая сама себя провозгласила лидерами современного искусства.

Мероприятие с претенциозно-бессмысленным девизом «Примечания: геополитика, рынки, амнезия» организуют такие одиозные и набившие всем оскомину персоны как Николя Буррио, Роза Мартинес, Гуннар Кваран и даже скандально известная турчанка Фулия Эрдемчи, про которую сам Таркан сказал: «От выставок этой Фулии у меня сразу пропадает аппетит».

А вот такой оригинальной, концептуальной и неопостмодернистской персоне как Елена Беркова на Московской биеннале места не нашлось. Елена поделилась с «Правдой.Ру» своим возмущением.

- Елена, как вам пришла в голову идея предложить для Второй Московской биеннале современного искусства свой перфоманс?

- Еще летом на первой пресс-конференции уважаемый Михаил Швыдкой призвал сделать московскую биеннале предельно веселой, чтобы, как он остроумно выразился, «публика не была смурной». Мне эта идея понравилась. Я, кстати, давно интересуюсь модернистской живописью. Пауль Клее, Поллак, Раушенберг меня волновали с детства. Но самый мой любимый мастер – это, конечно, Ив Танги. О, это просто гений бессознательных порывов! Как правильно писал про Танги Юнг – в его запредельном сюрреализме клокочут все архетипы страсти и безумств любви.

- Видимо, и ваш перфоманс был бы в духе Танги?

- Конечно. В нем должны были участвовать еще две дамы – легендарная солистка группы «Армия любовников» Камилла Хейнемарк и Вика Воронина из группы «Пропаганда». Вика даже подготовила целую серию сногсшибательных мобилей на мотив своих гениальных стихов «Ты спросил, у лифта стоя: «Сколько твое сердце стоит?» В целом же наш перфоманс с элементами инсталляции должен был называться «Лежала на пляжу, на солнце ноги грела». Он мог стать предельно радикальным, актуальным социокультурным феноменом искреннего протеста Анимы, как ее трактовал Юнг, против засилья в искусстве творцов оскаруайльдовского направления. Но, увы…Меня с моим проектом не приняли ни Швыдкой, ни начальник управления современного искусства ФАККа Майя Кобахидзе. Даже не допустили до них.

- Известный кинокритик Андрей Плахов говорит, что в своем перфомансе вы хотели отобразить всю драму своих непростых взаимоотношений с австрийским киномаэстро Михаэлем Ханеке , вашим страстным поклонником?

- Плахов не врёт. Этот Ханеке от меня без ума, силу его чувства я недооценила. Когда я узнала, что из-за моего равнодушия он отказался возглавить жюри Московского кинофестиваля, то крайне расстроилась. Так вот, во время перфоманса мою переписку с Михаэлем должна была декламировать Камилла Хейнемарк, а я в это время планировала танцевать в стиле Айседоры Дункан, причем моё изображение публика могла бы видеть на 16 экранах. Кстати, всем зрителям в это время активно бы разливали пикантный самогон, который в неограниченном количестве готовы были поставить мои брянские поклонники.

- Да, жаль, что из-за интриг вас не пустили на биеннале. А как зрительница вы туда пойдете?

- Да вы что! Платить 100 рублей за всякого рода нудоту и позапозавчерашний день не пойми чего? Скажем, пресловутый Николя Буррио зазывает на выставку «Фонд ноль, или ледяная вода эгоистических подсчетов». Название абсолютно бессмысленное, а артефакты, как мне говорили друзья, уже побывавшие на башне «Федерация», - сплошное барахло, сделанное какими-то шарлатанами.

Меня, как пропагандиста радикально-здоровой сексуальности, крайне тревожит, что на Московской биеннале опять возник такой гражданин как Олег Кулик. Тот самый, что не так давно имитировал секс с собаками, коровами и свиньями, а потом фото этих безобразий выдавал за произведения искусства. А может

На «лепоту» Пьера и Жиля деньги дали и Швыдкой, и Лужков
На «лепоту» Пьера и Жиля деньги дали и Швыдкой, и Лужков
и не имитировал… Сейчас этот Кулик за казенный счет представляет проект «Верю!» Во что может верить индивидуум с таким развратным образом творчества? Заранее краснею!

Опять Бакштейн и компания приглашают всем опостылевшего «модельера» Андрея Бартенева с его однообразными перфомансами, где, как говорят, собираются почти одни хабалки. Что мне там делать?

- Но неужели все будет плохо?

- Нет, есть ложечка меда в цистерне унылого дегтя. Это выставка несравненных мастеров пикантного гламура Пьера и Жиля в Манеже. Они хоть и «голубые», но какой же шарман на своих диковинных фотоработах представляют! Вот с кого надо брать пример тем авантюристам и халтурщикам, что тусуются в галерее Марата Гельмана! Кстати, тот же Гельман вовсю пиарит группу откровенного хулиганья под названием «Синие носы». Представляете, не красные даже, а синие! Вот этим «Синим носам» Кобахидзе средства выделяет, а моему арт-коллективу с названием «Милые ванили» - нет! Какие тут могут быть комментарии?

А выставка Пьера и Жиля – это просто плезир и именины сердца, это самые настоящие «милые ванили» современного искусства. Кстати, мне тут позвонили из Культурного центра при посольстве Франции и сказали, что Пьер и Жиль весьма хотят со мной поработать, сочтя меня современной Кармен.

Пьер и Жиль своим творчеством ежедневно откликаются на призыв Маяковского «Сделайте нам красиво!», причем делают это гораздо лучше, чем в нынешнем Большом театре. Жаль, что Михаил Швыдкой не пришел на вернисаж в Манеж. Сказал, что его вкус остановился на Шишкине. Но ведь Пьер и Жиль – это и есть Шишкин сегодня. Кстати, на вернисаже «голубой» лепоты от Пьера и Жиля Швыдкой мог бы примириться с Лужковым, который в лице комитета по культуре Москвы, щедро спонсировал гей-гламур.

- Вы намерены жаловаться на Бакштейна и его окружение?

- Надо не жаловаться, а действовать. Рассчитываю, что Михаил Швыдкой меня примет и выслушает мои идеи, мои предложения, как сделать современное искусство веселым, жизнерадостным, в хорошем смысле эпатажным. Говорят, что мой давний поклонник Саша Голутва за меня хлопочет. Если все сложится удачно, то я готова приятно удивить всех членов жюри и гостей предстоящего Московского кинофестиваля. Если, конечно, Михаил Швыдкой наведет порядок в своем окружении, которое его изрядно подставляет. Уверена, что такому бескорыстному и высокопрофессиональному ценителю прекрасного, как Михаил Ефимович, «Милые ванили» окажутся ближе всякого рода «синих носов».

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить