Претензии к соседям стали в Японии национальным спортом

Не имея на то никаких правовых или исторических оснований, Япония снова требует вернуть ей Курильские острова. Но российская земля – далеко не единственный объект притязаний японцев. Похоже, у Токио нет территориальных претензий разве что к США.

Как явствует из выступлений премьер-министра Синдзо Абэ, Япония начинает новый забег по замкнутому кругу спора вокруг Южных Курил. Наивысшая точка требований к России – возвращение островов Кунашир, Итуруп и всей Малой Курильской гряды – совпадает с праздником, который называется «День Северных территорий».

Для японцев было бы странным не услышать в эти дни от руководителей государства призыва объединиться, сплотиться и достигнуть прогресса. Проще говоря, отобрать у России то, что Японии не принадлежит в принципе.

Обычно в территориальных спорах доказательная база обеих сторон имеет исторические и правовые аспекты. Если исходить из истории вопроса, то русские появились на Курилах раньше японцев и стали там жить тогда, когда Япония о существовании островов не знала, в чем сама и виновата.

На фоне русской любознательности японский изоляционизм средних веков выглядит беспрецедентным. Начиная с 17 века, в Японии под страхом смерти были запрещены все поездки за рубеж. Если японских рыбаков, потерпевшие крушение на море, спасли иностранцы, то их отказывались принимать на родную землю.

Со всеми странами, кроме Китая и Голландии, была запрещена торговля. Только подданные этих стран могли появляться в Японии, причем голландцев держали на маленьком острове. Ни при каких обстоятельствах «рыжеволосые люди» не допускались в другие части страны, им даже запрещалось хоронить умерших на священной земле Японии.

Так и жила Страна восходящего солнца затворницей больше двух веков – до 1853 года, пока командор Мэтью Перри не подошел на семи черных кораблях к ее берегам и под дулами корабельных орудий не потребовал открыть японские порты для торговли с другими странами. В период последовавшей за этим событием реставрации Мэйдзи Япония открыла двери и начала познавать мир.

С точки зрения международного права, Токио – в явном проигрыше. Система двухсторонних договоренностей, начиная с 1855 года, постоянно перечеркивалась Японией. Нападение 10 февраля 1904 года на русский флот и объявление войны России аннулировали документы по спорным территориям, подписанные в 19 веке.

Потерпев поражение во Второй мировой войне и подписав 2 сентября 1945 года акт о капитуляции, Япония, тем самым, взяла на себя обязательства выполнять условия союзных держав, которые были сформулированы во второй статье Сан-францисского договора от 8 сентября 1951 года: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905».

То есть Япония отказалась от того, что получила в результате русско-японской войны. Спасительной соломинкой Токио считает ссылку на Совместную декларацию СССР и Японии от 1956 года. А зря. Подписав этот документ, Япония фактически признала юрисдикцию Советского Союза над Южными Курильскими островами. Это внешнеполитический аспект.

Что касается внутрисоюзного аспекта, то была нарушена процедура при оформлении международного договора, каковым является упомянутая декларация. Имеется в виду неполучение предварительного согласия субъекта союзного (федеративного) государства РСФСР на изменение своей территории (необходимость такого согласия была предусмотрена конституцией СССР 1936 года и конституцией РСФСР 1937 года).

Но российская земля – не единственная территориальная болячка японцев. Желание что-нибудь отхватить у соседей становится национальным видом спорта.

Япония и Южная Корея постоянно скандалят из-за группы вулканических островов на полпути между двумя странами. Для Южной Кореи это Токто, для Японии Такесима. И, конечно, парламент рассматривает вопрос об учреждении «Дня суверенитета Такесимы». Острова не имеют стратегического значения, но являются центром промыслового района, богатого рыбой. Отчего бы не взять их под свой контроль?

Япония и Китай не могут решить территориальный спор в районе нефтеразработк в Восточно-Китайском море на территории, которую Япония считает своей. Токио и Пекин никак не сходятся во мнениях относительно разграничения экономической зоны вокруг островов Сэнкаку (Дяоюй). Китай отказывается признать 200-мильную «исключительную экономическую зону Японии вокруг необитаемой территории Окинотори».

Но думать, что Япония – это единственная страна, стремящаяся к расширению, неверно. Северо-восточная Азия – регион сосредоточения проблем, территориальных споров, таящий в себе огромный потенциал для новых конфликтов, каждый из которых подобен бочке с порохом.

Китай проявляет явное недовольство независимостью Тайваня, Парасельские острова и острова Спратли в Южно-китайском море могут стать причиной столкновения Китая и рядом государств Юго-Восточной Азии.

Спратли – это 400 разбросанных скал, утесов и маленьких островов. Интерес к этому архипелагу отсутствовал до середины 70-х годов прошлого века. Однако в 1974 году он появился на новой карте Китая. Это обеспокоило Филиппины и Малайзию – страны, в непосредственной близости от которых находятся эти острова. Ситуация осложнилась тем, что кроме самого архипелага Китай заявил права на экономическую зону вокруг него шириной в 371 километр, причем эта зона захватывала часть газового месторождения Натуна, принадлежащее Индонезии.

В течение 80-90-х годов практически все шесть стран бассейна Южно-китайского моря заявили о своих правах на острова Спратли, не имея никаких исторических подтверждений на установление суверенитета.

Главными претендентами считаются Китай и Вьетнам. И они ведут себя решительно. Боевые учения и демонстрация силы не раз заканчивались столкновениями. В 1988 году Пекин потопил три вьетнамских судна, на которых погибли 72 человека. В 1995 году в этом районе произошел бой между китайскими кораблями и силами Филиппин.

Так что, Японии есть с кого брать пример. Китай с его внешнеполитической концепцией «стратегических границ и жизненного пространства» более удачлив в своих притязаниях на новые территории, что вызывает у Японии явную зависть.

С развалом СССР и появлением новообразованных республик КНР последовательно пересматривает свои границы со странами СНГ. За новую землю Китай платит щедро, и соседи отдают их с удовольствием.

Кыргызстан по двум соглашениям в 1996 и 1999 годах передал Китаю около 125 тысяч гектаров своей территории, за что получил военную помощь в размере 600 тысяч долларов, льготный кредит в 2 млрд. долларов и воздушный коридор на Пекин.

Следующим государством, на территорию которого претендовал Китай, стал Таджикистан. Душанбе, «придавая большое значение развитию дружественных отношений», передал Пекину одну тысячу кв. км территории в районе Восточного Памира.

Интересен тот факт, что в годы существования СССР государственная принадлежность этих участков не вызывала сомнений.

Таким образом, территориальные споры могут привести к серьезным столкновениям не только в Азиатско-тихоокеанском регионе, но и обострению обстановки в российских регионах Приморья, на Дальнем Востоке и Сибири.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить