Сокровища Госфильмофонда готовят к пожару?

17 января на пресс-конференции в кинотеатре «Иллюзион» «Правда.Ру» подала заявку на аккредитацию своего журналиста на фестиваль «Белые столбы». Тогда же публично мы озвучили, что нас интересуют не столько светско-питейные мероприятия, которыми давно славится этот фестиваль, сколько проверка сохранности негативов и позитивов некоторых шедевров советского кино.

В частности, речь шла о последних работах великого русского режиссера Сергея Герасимова – дилогии «Юность Петра» и «В начале славных дел» и «Лев Толстой», а также о картине Сергея Бондарчука «Степь», которая до сих пор не выпущена ни на одном из видеоносителей. Первый зам директора Госфильмофонда Владимир Дмитриев опять же публично пообещал нам все показать во время фестиваля. А сам Бородачев заявил, что бывший директор Московского кинофестиваля Ренат Давлетьяров обманывал прессу, объясняя отсутствие юбилейной ретроспективы Герасимова плохой сохранностью архивных фильмокопий.

25 января сотрудница московского представительства Госфильмофонда Инна Постникова сообщила нам, что журналист «Правды.Ру» аккредитован на фестиваль «Белые столбы», но без проживания. С проживанием, дескать, селят только тех, кто «ездит на наш фестиваль много лет и кого бы мы были рады видеть». То есть тех, кто пишет про руководство Госфильмофонда исключительно хвалебные материалы.

А 27 января ответственная за аккредитацию прессы Ольга Шмырова сообщила, что «Правде.Ру» в аккредитации по причинам ей неведомым отказано совсем. За уточнением причин Ольга посоветовала обратиться к руководителю пресс-службы фестиваля Тамаре Сергеевой.

Трехдневное общение с мадам Сергеевой, которая представилась ведущим научным сотрудником Госфильмофонда, было песней. Мы задавали ей предельно простой вопрос, кто и на каком основании лишил официально зарегистрированное СМИ аккредитации, а в ответ слышали заявления, что Бородачев получил рассмотреть вопрос с нашей аккредитацией «директору гостиницы», а потом и пожелание направить….второе заявление на аккредитацию. Когда мы его направили по электронной почте, то госпожа Сергеева сообщила, что Бородачев соизволил написать своей высочайшей рукой визу «Шмыровой! Рассмотреть».

Поскольку ситуация приобрела характер абсурда, мы обратились к весьма уважаемой среди кинематографистов Ольге Шмыровой, которая заявила нам следующее: «Меня в этой ситуации хотят подставить. Еще в субботу ко мне обратилась Тамара Сергеева и сказала, что решением руководства в аккредитации интернет-изданиям на фестиваль «Белые столбы» отказано без объяснения причин. Я сказала, что это грубейшее нарушение закона о СМИ. Я не знаю, почему Сергеева врала вам три дняподряд. Лично я аккредитовываю журналистов на все мероприятия, за освещение которых я отвечаю. Вот 5 февраля будет пресс-конференция, посвященная юбилейной «Нике». Организаторы и я прекрасно знаем, что в прошлом году ваше издание высказалось о премии крайне негативно. Но отказывать вам в аккредитации я не могу, поскольку мы строго соблюдаем закон о правах журналистов».

Интересно, что беззаконие Николая Бородачева в отношении интернет-СМИ произошло через несколько дней после скандала в мэрии Москвы, когда отказ пустить за заседание столичного правительства журналиста «Газеты.Ру» чинуши объяснили лишением всех интернет-СМИ аккредитации. Через несколько часов пресс-секретарь Юрия Лужкова Сергей Цой опроверг эту информацию, заявив, что зарегистрированные интернет-СМИ абсолютно равноправны с остальными при аккредитации.

Но у бывшего директора кинотеатра «Иллюзион», в зале которого до сих пор нет качественной вентиляции, своя логика. Конечно, можно предположить, что годы работы в Госкино Таджикской ССР придали мировоззрению господина Бородачева специфический колорит. Иначе как объяснить тот факт, что посетители «Иллюзиона» сразу на входе видят гигантский портрет (хорошо хоть не статую!)…нет, не Эйзенштейна, не Феллини и даже не Федора Бондарчука, а…самого Бородачева.

Создается впечатление, что, став директором «Госфильмофонда», Бородачев почувствовал себя этаким царьком, для которого уже не существует законодательства РФ. Напрасно, ведь учредителем Госфильмофонда является Правительство России, которое этот господин развешиванием своих портретов в публичных местах и беззаконием в отношении неугодной прессы предельно компрометирует. Думается, что история пробивания недавнего постановления правительства об особом статусе Госфильмофонда и решение о назначении Бородачева на этот пост нуждаются в тщательном журналистском расследовании.

Мы надеемся, что Директор департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ Денис Молчанов обратит наконец-то внимание на то, что вытворяет директор Госфильмофонда Бородачев и обяжет его строго выполнять российские законы. К сожалению, Денис Владимирович промолчал в сентябре, когда позорным скандалом завершился фестиваль «Киношок» в Анапе.

Но здесь речь идет не о курортной пьянке, а о сохранности фильмов великих режиссеров – мы убеждены, что именно с этим связан отказ нам в аккредитации. Тем более, что сразу после этого появились статьи друзей Бородачева типа Виктора Матизена о том, что кирпичный завод по соседству так вредит кинофондам, что часть их из-за этого может…самовозгореться. Уж не готовят ли нас к предстоящему пожару, который поможет скрыть, что и так уже становится все более очевидным, – утрату значительной части нашего кинонаследия?

А ведь чтобы снять такие вопросы, достаточно лишь показать «Степь» Бондарчука и «Льва Толстого» Герасимова в Большом зале ФАККа. Неужели это так трудно сделать, господа Молчанов и Бородачев? 

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Последние материалы