Китай откопал топор войны в космосе

Все мировые СМИ дружно обсуждают событие дня, или вернее - ночи с 18 на 19 января, когда стало известно, что китайская баллистическая ракета, стартовав с космического полигона в провинции Сычуань, успешно сбила старый метеорологический спутник, принадлежавший Китаю. Новость, однако, выглядит недооцененной. Речь, по сути дела, идет о первом успешном применении оружия в космическом пространстве.

Когда-то это должно было случиться, но никто не ожидал, что так скоро. Ну что же, какая-то логика в этом есть: китайцы, как известно, первыми изобрели порох, ракета тоже их первородное детище, и вот новый мировой приоритет – без преувеличения, великий и, без сомнения, ужасный. Остается только решить, родилось ли космическое оружие, или его «слепили из того, что было»? Вопрос не праздный, он тянет за собой целый шлейф возможных международно-правовых последствий.

Подробности китайского орбитального перехвата чрезвычайно скупы, чтобы классифицировать его технологическую природу. Но некоторые вещи очевидны. То, например, что выработавший срок метеоспутник сбила вовсе не ракета – пример обыкновенной журналистской торопливости. Ракета – обе ее ступени – благополучно сгорели в верхних слоях атмосферы на этапе выведения. На орбиту выведено… что? В этом весь вопрос.

В нашем российском понимании “Космическое оружие” - это системы или устройства, основанные на любых физических принципах, которые выводятся на орбиту вокруг Земли или размещаются в космическом пространстве каким-либо иным образом. И служат для уничтожения, повреждения или нарушения нормального функционирования объектов в космосе, а также на поверхности Земли или в ее воздушном пространстве. То есть нечто специально созданное. В этом и состоит принципиальное отличие военно-космических систем (разведка и прочее), от космического оружия.

Очень сомнительно, чтобы китайские баллистики с такой точностью определили координаты рандеву и так нацелили ракетоноситель, чтобы некая болванка в одно касание протаранила искомый объект. Причем движущийся по высокой орбите – без малого 900 километров! Секундное ослабление тяги двигателей на этапе подъема неизбежно привело бы к промаху. Мог ли «истребитель спутников» маневрировать на орбите, имел ли на борту взрывное устройство, не сообщается. Это важно знать для корректной квалификации случившегося – родилось космическое оружие или же нет? Если да, стратегическая ситуация в космосе способна стать трудно предсказуемой вследствие глобальной зоны действия внеземных вооружений. Будет невозможно говорить о "ненаправленности" космического оружия против какой-либо страны. Кроме того, появится возможность скрытного воздействия на космические объекты и выведения их из строя.

Американцы пытались сбить орбитальный спутник дважды, оба раза потерпели неудачу. Сохраняя лицо, NASA в 1985 году объявило о свертывании программы, мотивируя тем, что обломки уничтоженного орбитального тела могут повредить другие космические аппараты – как собственные, так и третьих стран. У китайцев получилось с первого запуска. Хорошо, если это случайность. Иначе у остальных космических держав может возникнуть опасный соблазн попробовать себя в орбитальном вооруженном противодействии - если это так недорого, эффективно и не надо ничего особенно изобретать.

США, Япония и Австралия выступили с осуждением проведения испытаний китайской баллистической ракеты в качестве противоспутникового оружия. Представитель Совета нацбезопасности Гордон Джондро подчеркнул, что разработка и испытания подобного оружия несовместимы с духом сотрудничества, установившимся в отношениях двух стран. Однако именно США в октябре 2006 года возобновили проведение научно-исследовательских работ с целью создания оружейных систем, теперь уже можно говорить – аналогичных китайским. Что называется, долетались!

В октябре 2005 года, накануне запуска пилотируемого космического корабля "Шэньчжоу-6", официальный представитель МИД КНР Кун Цюань заявил, что Китай выступает исключительно за мирное использование космоса. По его словам, китайская космическая программа является важной составной частью стремления человечества к мирному освоению космоса.

Однако всего год спустя, видимо, под воздействием нарастающей эйфории от успешного полета первого китайского «тайконавта», в мировых СМИ появились сообщения о том, что Китай рассматривает возможность размещения вооружений в космосе. По мнению китайских военных специалистов, Народно-освободительная армия должна быть готовой защищать не только суверенитет страны и её территориальную целостность, но и морские пространства, транспортные коммуникации и другие, экономически важные объекты, в том числе и интересы страны в космосе. Эта информация, озвученная в середине прошлого года, осталось без внимания. Как выяснилось, совершенно напрасно.

Автор Валерий Севрюков
Валерий Севрюков — журналист, бывший коррпеспондент Правды. Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить