«Грот» налетел на политический риф

В том, что посаженный в грузинский «предзак» капитан российского рыболовного судна стал разменной картой в политическом противостоянии Москвы и Тбилиси, нет абсолютно никаких сомнений. В территориальных водах Абхазии грузинские морские пограничники множество раз задерживали мореплавателей и рыбаков – только за три последних года известно как минимум два десятка эпизодов. Причем под арест брали не только россиян. Ловили здесь и турков, и украинцев, и даже греков. Однако пограничные инциденты в Черном море до сих пор заканчивались тихо-мирно: задержали – оштрафовали- отпустили. Ни судов, ни уловов (которые грузины считали незаконными) никогда не конфисковывали – зачем? Пока суд да дело, рыба все равно протухнет, и такая вонь поднимется, что иностранные промысловики навсегда разбегутся. А так какой-никакой бизнес: за три года бюджет Грузии пополнился тремя миллионами «штрафных» долларов. На дороге не валятся.

Но теперь времена другие, и капитану российского рыболовецкого сейнера «Грот» Валерию Рыбкину предстоят два месяца в СИЗО города Поти, и в перспективе до пяти лет лишения свободы по обвинению в "незаконном пересечении границы Грузии, нарушении правил судоходства и незаконном лове рыбы". Вместе с «Гротом» был также задержан “Савор-2”, приписанный к порту Севастополь. Произошла даже некоторая путаница – грузины решили, что оба судна российские. Когда же разобрались, русских и украинцев одинаково отконвоировали в Поти, и держали под домашним арестом на борту.

Хотя формально грузинские власти обошлись с обоими судоводителями одинаково жестко (украинец тоже арестован), есть признаки, что Украина постарается смягчить участь соотечественника. Украинский консул Владимир Бондаренко встретился с экипажем и сделал затем заявление для грузинских СМИ: задержание законно, судно нарушило не только границу чужого государства, но также украинско-грузинское соглашение о рыболовстве. Судовладелец был обязан либо приобрести у Грузии промысловую лицензию либо юридически оформить деловые отношения с грузинскими лицензиатами. «Это в корне неправильно, и судовладелец с капитаном должны ответить, почему судно оказалось в том месте, в то время и с теми документами», - заявил украинский дипломат. Российскому консулу встретиться с земляками пока не удается.

У России накоплен громадный опыт разбирательств с иностранным морским браконьерством и в территориальных водах, и в двухсотмильной экономической зоне. Особенно на Дальнем Востоке, в Охотском и Японском морях. Часть последнего, как известно, тоже спорная - глазами нашего восточного соседа. В иные годы счет задержанных за незаконный промысел японских шхун шел на сотни. Но даже в советское время рядовые японские рыбаки никогда не получали свободу за деньги. Вся полнота юридической ответственности лежит на капитане, который официально представляет то государство, чей флаг несет судно.

Вызывает удивление, почему грузинские власти потребовали внесения денежных залогов для освобождения из-под стражи российского и украинского экипажей. Чтобы не сбежали – но куда и зачем? На сейнере у них и стол и дом. На руках не гражданские, а служебные паспорта, в которых не проставлено въездных виз, без которых территорию Грузии покинуть невозможно. Им нет никакого резона скрываться в стране, где они, возможно, никогда не были. Это наемные работники, оказавшиеся в спорных водах, которые Грузия полагает своими, не по своей воле

Еще Конфуций говорил, что в плавании по морю должно повиноваться кормчему. А «кормчий» Валерий Рыбкин утверждает, что не знал о том, что омывающие Абхазию воды Грузия считает своими. Во-первых, он не обязан быть политологом. Во-вторых, грузино-абхазский конфликт тянется уже второе десятилетие, что в массовом сознании приобрел «статус-кво». И наконец, в третьих, он следовал инструкциям нанявшего его судовладельца, по чьему указанию зашел в Сухуми, честь по чести оформил приход-отход и направился в предписанный ему район лова.

Похоже, для конфискации сейнера «Грот» официальный Тбилиси хочется воспользоваться тем именно обстоятельством, что в паспортах моряка у задержанных членов российского экипажа были проставлены абхазские пограничные печати о въезде и выезде в Абхазию как в суверенное государство, а в судовом журнале город Сухуми именуется внутренним портом самопровозглашенной республики.

Для режима Саакашвили это, конечно, страшное преступление. И потому предложенные 10 тысяч долларов залога Грузия гордо отвергла. Тем более, что Россия, судя по всему, извиняться не намерена. Для нашей страны, принявшей на себя миротворческую миссию в зонах разделения конфликтующих сторон, было бы противоестественным признать грузинскую юрисдикцию над прибрежными водами Абхазии. Наиболее логичным шагом было бы установление контроля над морской границей самопровозглашенной республики кораблями морских частей погранвойск РФ. Иначе с наступлением отпускного сезона у грузинского руководства может появиться соблазн начать охоту за российскими яхтсменами, следующими в Гагру, Пицунду или Сухуми. А то и отдыхающими россиянами – чем пляжный катамаран не средство ущемления суверенитета Грузии?

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить