Похороны русского национализма

Прошедший 2006 год стал последним годом в истории русского националистического движения. Трагическое, но символичное совпадение: последний вздох русского национализма совпал с гибелью 18-летнего активиста Движения против нелегальной иммиграции Павла Рязанцева. Циничность и нелепость, с которой была обставлена смерть молодого парня, наглядно показала, что никакого националистического или национал-патриотического движения в России нет. Есть лишь популистские лозунги, взятые на вооружение расчётливыми политиканами.

"29 декабря, в Москве, иммигрантом убит Павел Рязанцев, заместитель руководителя окружной организации ДПНИ... Ориентировочно похороны намечены на 3 января". Это сообщение появилось на ленте новостей ДПНИ 31 декабря 2006 года. После того, как закончилось новогоднее пиршество, центральный сайт ДПНИ начал активно выдавать подробности произошедшего инцидента.

Согласно предложенной версии, в тот злополучный день Павел и двое его друзей "гуляли по району, общались, делились планами". Но тут мимо группы друзей проходил кавказец. Он и стал зачинщиком конфликта. И хотя Павел был не один, его друзья так и не смогли вспомнить, что же стало причиной конфликта. "Есть различные версии причины перепалки, вплоть до той, что Павел заступился за пожилую женщину, но пока о них со стопроцентной уверенностью говорить рано", - считают в ДПНИ , уверенные, что это была "обычная бытовая перепалка, которая могла бы и не начаться, будь на месте "горячего южанина" простой русский москвич".

Итак, парни из ДПНИ оказались полны благородства и Павел, как умелый самбист, поверг врага. "Люди чести, парни не стали добивать поверженного противника и удалились. Старший в группе, Павел шел последним, готовый снова принять бой. Откуда ему было знать, что оскорбленный кавказец применит холодное оружие?", - вопрошает сайт ДПНИ и сообщает, что иммигрант настиг Павла и нанёс ему сначала удар ножом в спину, а затем несколько ударов в грудь, после чего скрылся бегством. К сожалению, друзья ушли слишком далеко и ничего не видели, и только когда заметили, что товарища нет рядом, обернулись, увидели лежащего Павла и подбежав к нему "поняли, что он ранен". В общем, друзья оказались не только слепоглухонемыми, но и ужасно рассеянными. Как говорится, отряд не сразу заметил потери бойца.

Дальше - больше. Сначала выдвигалась версия, что нападавшим был кавказец. Затем, поразмыслив, очевидцы преступления пришли к выводу, что им, возможно, был не просто кавказец, а чеченец. Чуть позже, всё тот же сайт ДПНИ разразился сенсацией - убийцей был "чернокожий иммигрант". Но вскоре выяснилось, что всё не так, и это правоохранительные органы пытаются взять за основу версию о негре-убийце, который на самом деле всё же был кавказцем. Словом, крайне неприятная история, в которой, по всей видимости, оказались замешаны двое подростков, от которых пытаются добиться рассказа о том, чего на самом деле может и не было. Иначе как объяснить тот факт, что их показания постоянно менялись и они не то что следственным органам, но и своим товарищам не смогли рассказать, как было дело.

Собственно, нечто подобное происходит и со всем так называем русским националистическим движением. Даже его сторонники не могут внятно объяснить кто они такие, чего добиваются и зачем им это вообще нужно. Сегодняшний национализм - это небольшие клубы по интересам. При этом в расчёт не берутся довольно мирные кружки старьёвщиков, за кружкой чая вышивающих себе золотые эполеты и мечтательно воздыхающих о русской империи. Наиболее искренние и последовательные националисты составляют костяк молодёжных группировок, к которым больше подходит определения молодёжные бандформирования. Одна из самых известных, так называемый "Формат-18" во главе с Тесаком. Ничего плохого парни не делают: занимаются спортом, периодически ходят бить морды врагам России, но больше рассчитывают на показуху, чем на какой-либо реальный урон. Короче, развлекаются, слегка выходя за рамки действующего законодательства.

Вряд ли можно назвать националистами и таких бронтозавров русской патриотической мысли, как лидера НДПР Александра Севастьянова, вполне довольствующегося наличием почётной ленточки легенды националистического движения и занимающегося поисками "жидов" среди своих коллег по патриотическому цеху. Целый сонм представителей враждебной расы был найден Александром Никитичем в период проведения " Русского марша "4 ноября 2006 года. Имон посвятил даже отдельную главу - "Евреи и Русский марш" - в газете "Русский фронт". Впрочем, националист-одиночка недалеко ушёл от истины.

"Но не так-то прост наш политический противник! Ответный ход он сделал в два этапа: во-первых, втиснув в Оргкомитет "православного русско-культурного" Виктора Милитарёва (его брат возглавляет еврейский университет в Москве, а сам он - правая рука обер-мейстера закулисы Станислава Белковского ), а во-вторых, попытавшись продавить в качестве официального документа некую хартию "Русская правда", - пишет Александр Севастьянов. - Воспользовавшись тем, что меня временно не было в России, эту хартию сочинили Максим Брусиловский (о нём см. в моей книге "Чего от нас хотят евреи") и недавно возникший в русском движении Владимир Тор (о нём не знаю ровно ничего, поскольку свой псевдоним он не раскрывает и легенду проверить невозможно)". Если отбросить в стороны пассажи об упырях-евреях, остаётся сухой остаток - русское национал-патриотическое движение легло на грамотно выстроенную политтехнологическую основу.

Основатель Института национальной стратегии Станислав Белковский несколько лет выстраивал собственную конструкцию, составленную из национал-патриотических элементов. Основой для неё стал поначалу экс-лидер "Родины" Дмитрий Рогозин , а чуть позже в неё встроилось и ДПНИ Александра Поткина . Для чего ему была нужна армия националистов стало ясно после проведения оппозиционного Форума " Другая Россия ", в деятельности которого Станислав Белковский играет не последнею роль. А потому, в отличие от 2005 года, практически все входящие в состав "Другой России" партии, общественные движения и отдельные представители либеральной оппозиции хоть и с некоторыми оговорками, но в целом дружно поддержали идею проведения "Русского марша". А некоторые, как, например, президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров , даже извинялись перед его организаторами, что написали мэру Москвы письмо с требованием запретить его проведение. Но потом поняли свою ошибку и готовы искупить вину.

В принципе, уже с этого момента можно быть справлять панихиду по национал-патриотизму, превратившемуся всего лишь в грубо выстроганную дубину политического давления. Как показала практика, лидеров "Другой России" мало заботят идеологические расхождения со своими потенциальными партнёрами. Ради достижения результата будут оправданы любые средства, даже если они и вызывают естественное отторжение у генералов от оппозиции.

Отказались от прошлых идеалов и бывшие лидеры русского националистического движения. Выходцы из "Русского национального единства", давно уже занимающиеся собственным бизнесом, не могли не оценить перспективы складывающейся политической конъюнктуры и рассчитать предполагаемую прибыль из политического проекта с националистической окраской. Учреждение летом этого года партии защиты российской конституции "Русь", прозрачные заявления Дмитрия Рогозина преобразовать в политическую партию " Конгресс русских общин ", угрозы депутата Николая Курьяновича плюнуть на потуги конкурентов и создать свою собственную партию истинных патриотов-националистов - как раз примеры попыток въехать во власть на националистическом коньке, попутно отстреливая конкурентов.

Вся эта околополитическая возня не могла укрыться от более-менее здравомыслящих и в меру честных активистов националистического фронта, справедливо задающих вопрос: а хотят ли они быть пушечным мясом в руках самоназначенных "лидеров патриотического движения"? Ответ очевиден. К счастью, большие деньги, о которых мечтали российские националисты и которые наконец-то попали им в руки, сослужили плохую службу. Точнее не столько сами деньги, сколько их распорядители. Стабилизация политической, экономической и социальной атмосферы в России позволили нынешним лидерам националистов получить хорошее образование. Теперь русский патриот - это не рабочий с завода, а наёмный работник младшего и среднего звена. Менеджер, которому никогда в силу интеллектуальной недостаточности не занять место начальника, но который при этом учил теорию ведения бизнес-проектов и знает как, что, когда и почём лучше продать или купить. И не так важно, какой идеей при этом торговать. Главное, как можно выгодней продать её покупателю. Даже если этому самому покупателю она не очень-то и нужна.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить