Итоги года: компартия уйдет по стопам СПС и «Яблока»

Закончившийся политический сезон определил не только основных претендентов на призовые места в «выборном» 2007 году, но и потенциальных аутсайдеров политической сцены – партии, рискующие через год «пролететь» мимо уютных думских кабинетов Охотного ряда. И одной из таких партий вполне может стать в прошлом могущественная КПРФ .

И объективных причин для подобных выводов накопилось довольно много. Это и провальные региональные избирательные кампании, на которых «вечно вторая» компартия умудрилась откатиться сразу же на несколько позиций назад, а местами и вовсе не пройти 7%-барьер, это и распад т.н. «красного пояса» и полная утрата административного ресурса, это и появление мощных конкурентов, удачно играющих на электоральном поле КПРФ, это и общая неспособность партийного аппарата к идеологическому ребрендингу и комплексному обновлению кадров.

Впрочем, все эти моменты признают и сами коммунисты . Подобные вопросы постоянно всплывают на пленумах ЦК, об этом открыто говорят и сами партийцы. Однако дальше разговоров и пафосных обещаний ударными темпами «все улучшить и углубить» дело не двигается с мертвой точки.

К примеру, вопрос о необходимости  вливания в партийные ряды «свежей крови» уже давно является первостепенным. Да и сам Геннадий Зюганов признает, что партия постепенно вымирает. «Важнейший для партии вопрос - ее численность, а она из года в год снижается, — отметил на последнем пленуме ЦК лидер коммунистов, — под вопрос ставится само существование нашей партии как массовой политической организации». Кроме того, Зюганов вынужден был констатировать, что средний возраст членов КПРФ  - это 58 – 60 лет. Однако вливаний «свежатины» почему-то так и не происходит, партийное руководство и в Москве, и в регионах как было так и остается геронтократическим по своей сути.

Одним из безусловных показателей снижения популярности КПРФ, позиционирующей себя в качестве пролетарской партии, партии-защитницы прав угнетенных и поборницы социальной справедливости, можно считать улицу. Тем более что именно на расширение протестной деятельности верхушка компартии и делала год назад свою основную предвыборную ставку. Однако и здесь похвастаться товарищам коммунистам особо нечем. В прошлом многотысячные митинги и праздничные шествия давно уже превратились в имитацию.

Так, в многомиллионной столице вывести на Театральную площадь две-три, ну максимум пять тысяч пенсионеров в годовщину Великого Октября или «Красного Первомая» – а именно такими цифрами оперируют правоохранительные органы – и то не всегда удается. Примерно похожая - безрадостная - картина складывается и в регионах. Хотя, конечно, это не мешает лидерам КПРФ постоянно заявлять о том, что мол «народ с нами» и «что улица за нас».

Довольно значимым фактором успешности любой партии является, как известно, рейтинг лидера. Однако и здесь у компартии не все в порядке. Зюганов давно уже не попадает даже в пятерку самых популярных российских политиков. Его давно уже обошли и лидер ЛДПР Владимир Жириновский и глава МЧС Сергей Шойгу .

А что бы хоть как-то поддерживать свой день ото дня уменьшающийся рейтинг и изрядно подпорченный прошлой избирательной компанией имидж  борцов за права трудящихся и социальную справедливость (когда по спискам КПРФ в Думу неожиданно попали топ-менеджеры нефтяных компаний), руководство компартии вынуждено пускаться в разные полит-авантюры. К примеру,  бороться с коррупцией «на публику». Правда вот на деле антикоррупционная компания коммунистов всякий раз почему-то превращалась либо в откровенный фарс – как это было, в частности с подписанием т.н. «антикоррупционного пакта» - или в банальное  преследование политических оппонентов - как это было с Вячеславом Володиным .

Помимо этого, пикантность всей ситуации еще и в том, что, по мнению экспертов, самой коррумпированной партией в России является именно КПРФ. Между тем компартия и лично Геннадий Зюганов в данный момент продолжают судиться с политологом Борисом Кагарлицким – автором скандально известного доклада «Штормовое предупреждение. Коррупция в политических партиях». Напомним, что в этом докладе на основании целого ряда фактов группа экспертов привела рейтинг коррупционности, в котором КПРФ заняла стабильно первое место.

Казалось бы, КПРФ давно уже преодолела все последствия раскола и борьбы с «кротами» и теперь ее руководство спокойно - за год до парламентской кампании могло бы заняться усилением партии, корректировкой идеологии, обновлением предвыборной стратегии. Но, несмотря на постоянные заверения партийных бонз, никакого организационно-политического укрепления партии так и не происходит.

Удивительно, но руководство компартии упорно не желает спасать партию от дальнейшей маргинализации, а лишь пытается подправить ее имидж, с помощью грандиозных на вид, но абсолютно неэффективных политпрограмм. Одной из них ,в частности, стал некий пафосный проект программы «Новая внешняя и внутренняя политика», призванной по задумке Зюганова чуть ли не в марте следующего года «поломать имидж партии неудачников».

Ситуация, что называется, патовая: с одной стороны, нынешняя партноменклатура осознает, что въехать в Госдуму на банальном популизме и поддержке ностальгирующих по советским временам пенсионеров ей уже не удастся. Однако с другой стороны, верхушка КПРФ не может позволить себе абсолютно никаких реальных действий по улучшению ситуации в партии.

Поэтому у многих партийцев – об этом между прочим уже открыто говорят в коммунистических кулуарах - уже создалось впечатление, что в 2007 году отцы партии рассчитывают лишь на получение 5-6 депутатских мандатов «для избранных», а до судьбы всей партийной махины им, в принципе, уже давно нет дела. По мнению наблюдателей, резкое падение популярности КПРФ у избирателей связано и с необъяснимым для партии, идеология которой, по идее, должна была бы базироваться на принципах интернационализма, резким правым креном. Желание руководства компартии сыграть на националистических чувствах, к сожалению, ныне популярных в стране, на деле оборачивается отторжением от КПРФ ее сторонников, не готовых вставать рядом с националистами (а иногда и откровенными нацистами) разных мастей: от ДПНИ Александра Поткина до нацболов Эдуарда Лимонова .

Хотя здесь и стоит отметить, что произошедшее за последние несколько месяцев некоторое размежевание КПРФ и ДПНИ-НБП связано не столько с идеологическими расхождениями, сколько с обычной неплатежеспособностью. Чего, конечно, не скажешь о « Другой России ». Впрочем, конфликт с карликовыми националистическими движениями  абсолютно не мешает разыгрывать КПРФ свою собственную националистическую карту – к примеру, следующий мартовский пленум ЦК будет целиком посвящен «русскому народу» и его защите.

Подводя итоги прошедшего года, нельзя не отметить и то, что Геннадий Зюганов в который раз решил поднабрать политических очков - поучаствовать в будущих президентских выборах. Но самое главное  лидер КПРФ  определился с главным политическим конкурентом компартии. Им был признан, как не трудно догадаться, альянс Партии жизни , « Родины » и Партии пенсионеров . Коммунисты признали, что новый политический блок «играет» именно на электоральном поле КПРФ. А серия региональных выборов показала, что в конкурентной борьбе между компартией и «Справедливой Россией» в целом преимущество пока остается за КПРФ. Однако в большинстве регионов общая тенденция и электоральные предпочтения населения постепенно складывается явно не в пользу «красных». Заметим, что в новом «решающем» году основная борьба за электорат на левом фланге развернется именно между КПРФ, позиционирующей себя монополистом левой идеи, и неожиданно ставшей социал-демократической « Справедливой Россией » Сергея Миронова.

По мнению наблюдателей, результаты коммунистов на региональных выборах минувшего года уже поставили под сомнение не только сам статус КПРФ как традиционно «второй партии», но и ее шансы сохранить в Госдуме следующего созыва хоть сколько-нибудь влиятельную фракцию. Как ожидается, не удастся коммунистам взять реванш и на мартовских – по сути дела репетиционных выборах. Даже, несмотря на то, что в ключевых регионах партийные списки возглавят первые лица партии и наиболее раскрученные депутаты Госдумы, включая и самого Зюганова в родной ему Орловской области. Партия стремительно становится непопулярной, а следовательно, и непрезентабельной на политрынке  страны.

Говоря об очевидном падении популярности КПРФ, директор Агентства политических и экономических коммуникаций  Дмитрий Орлов отметил несколько ключевых факторов: «Это и  сжатие традиционного электорального поля компартии – речь идет о пенсионерах и людях среднего возраста, которые голосуют за КПРФ, это и архаичные программные положения, с которыми выступают коммунисты».

«Кроме того, на левом фланге появились новые партии, игра которых стала дополнительным фактором ограничения электорального потенциала КПРФ», - выразил уверенность политолог. Прогнозируя итоги будущих выборов в  Московскую областную Думу и в Петербургское Законодательное собрание, Дмитрий Орлов отметил, что коммунистам не удастся преодолеть негативную тенденцию: «Возможно,  они преодолеют 7% барьер, но дальше его не поднимутся».

«Можно прогнозировать, что с КПРФ на ближайших парламентских выборах 2007 года произойдет то же самое, что и с коммунистами Украины, – считает Дмитрий Гусев, председатель совета директоров «Бакстер-групп». - На последних выборах в марте 2006 года украинские товарищи получили 4%. Хорошо, что проходной барьер был 3%».

«Если КПРФ не предпримет никаких реальных шагов, то получит такой же результат на предстоящих мартовских выборах - с очень большим трудом они преодолеют 7% барьер, если преодолеют вообще, - уверен политолог. - Если не произойдет никаких изменений  в руководстве КПРФ, смены курса, не будет четко постановлена цель, ничего у них не изменится. И как бы я  к ним хорошо не относился, не считал бы себя левацки настроенным субъектом, это люди прошлого, которые все проиграли и никакого будущего у них нет».

«В чем их главные проблемы? - задается вопросом Сергей Марков, директор Института политических исследований. - Первое: неспособность трансформироваться в социал-демократическую партию. Второе: имидж партии пенсионеров. Третье: неспособность создать внятную, четкую программу, связанную с будущим, и представить ее избирателям».

«Исходя из этого, думаю, в целом КПРФ сохранят свой электорат. Но если они не смогут обновиться, он будет уменьшаться», - считает политолог.

Таким образом, если традиционно правые партии – СПС и «Яблоко» - так и не смогли за прошедший сезон взять реванш и вернуться на политический Олимп, то ортодоксально левая КПРФ, до сих пор мнящая себя чуть ли ни ключевым системным оппозиционером, похоже, готовится разделить печальную участь своих коллег справа.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Обсудить