В год своего юбилея Моцарт стал причиной раздоров

Представление оперы «Идоменей» состоялось 18 декабря в Берлине. В театр пришли представители политической элиты Германии – столичный бургомистр Клаус Воверайт (СДПГ), глава местного отделения ХДС Фридберт Пфлюгер . Наряду с министром Шойбле, который таки сдержал свое слово, на действо пришли посмотреть представители нескольких мусульманских организаций.

Однако не вся умма (мусульманская община – ред. ) высказалась за приоритет свободы творческого самовыражения перед пресловутой политкорректностью.. Лидер Центрального совета германских мусульман Айман Мазиек отказался от приглашения министра внутренних дел страны Вольфганга Шойбле посетить постановку оперы Моцарта «Идоменей».

По выражению Мазиека, он не пошел на спектакль потому, что не хочет быть «использованным в политических целях». «Я хожу в оперу для того, чтобы отдохнуть, а не для того, чтобы попасть в варево, где замешаны религия, искусство и политика. Я - член религиозной общины, а не критик или искусствовед», - заявил он в интервью еженедельнику «Тагесшпигель».

Министр Шойбле согласился, что в Германии «нет такой обязанности – ходить в оперу. Но есть возможность ставить оперу так, чтобы она не обязательно устраивала всех и нравилась всем. Свобода творчества, как и свобода слова - неоспоримые вещи». Но вот незадача – ни протестующих мусульман, ни христиан, ни буддистов съемочные группы так и не дождались.

Единственным «гвоздем программы» перед зданием берлинской оперы стал некто Хорст Штурц . Старик держал в руках написанный от руки транспарант со словами «Свобода творчества или Иисус Христос?». В финальной сцене оперы Иисуса Христа «казнят повторно» говорил он в услужливо поднесенные к его рту микрофоны.

В год, когда все человечество отмечает 250-й юбилей со дня рождения гения музыки, виновником скандала оказалась финальная сцена «Идоменея», в которой царь Крита появляется на сцене с отрубленными головами Иисуса, Будды и пророка Мухаммеда и кладет их на стулья рядом с головой Посейдона. Нужно отметить, что данный эпизод не входил в оригинальный сценарий, а был сочинен три года назад драматургом Хансом Нойенфельсом .

Директриса Берлинской оперы во избежание возможных терактов первоначально отменила показ, сославшись на мнение чиновников-перестраховщиков из столичного ведомства криминальной полиции, которые сочли эту сцену «потенциально опасной».

По окончании представления в фойе шли оживленные дебаты о свободе творчества и фундаментализме. Однако в основном сомневались зрители не в корректности самого эпизода, а во вкусе режиссера. Христианский демократ Пфлюгер обозвал финал с отрезанными головами «банальным и глуповатым». Другие почитатели оперы посчитали такую интерпретацию оригинальной.

Несколько слов о самом интерпретаторе 65-летнем Хансе Нойенфелсе. Он родился в городе Крефельд, театральное образование получил на родине Моцарта, в Австрии. Начинал как режиссер драмы. Занимается кинорежиссурой, пишет стихи, прозу, либретто музыкальных спектаклей. В молодости Нойенфельс больше года прожил в Париже, где работал ассистентом немецкого художника и скульптора, дадаиста и сюрреалиста Макса Эрнста.

Ханс Нойенфельс изучал актерское искусство и режиссуру в семинаре имени Макса Рейнгардта в Вене. В 23 года поставил свой первый спектакль. Руководил театром Freien Volksbühne («Свободная народная сцена в Западном Берлине»). Последний по времени опус Нойенфельса опера для фортепиано «Шуман, Шуберт и снег» (Schumann , Schubert und der Schnee).

В оперу он пришел уже зрелым мастером. Первый настоящий успех с элементом скандала грянул после его постановки «Аиды» Верди, в которой главная героиня представлена уборщицей. Нойенфельс лауреат премии Цицерона за лучшую речь 2003 года.

«Идоменей» в интерпретации Нойенфельса впервые появился в 2003 году, и несмотря на спорный финал, шел с успехом. Незадолго до возобновления постановки, которая будет идти до 29 декабря, ее противники выкрали бутафорские головы, но их успели изготовить заново.

Про эту длящуюся полторы минуты сцену в эпилоге Ханс Нойенфельс сказал так: «Голова Мохаммеда одна из четырех. Головы основателей трех мировых религий оказываются в компании с Посейдоном, который потребовал от героя принесения в жертву сына. Речь идет о субъективном взгляде Идоменео, который в финале отказывается следовать фанатизму какой бы то ни было религии».

Бедняга Моцарт так никого бы и не взволновал, несмотря на свои 250-летние седины, если бы не политика, фанатизм, дурость и борьба честолюбий. В данной ситуации как в аромате духов имеется основная нота и несколько второстепенных запахов.

Кроме вышесказанного на ситуацию не могли не повлиять события, связанные с первоначально объявленной, а потом дезавуированной отставкой директора Берлинской оперы Михаэля Шиндльхельма . Официально он будет продолжать выполнять свои функции до конца марта следующего года. Со стороны не очень понятно, в чем причина подлинных разногласий между этим театральным деятелем и действующим мэром Берлина.

На фоне торжеств и юбилея гениального Моцарта высокие чиновники продолжают свою свару, которую перенесли на театральные подмостки, на галерку и для чего наняли продажную клаку.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить