Кризис на Ближнем Востоке приобретает «ядерный привкус»

Потребовав принять специальную резолюцию ООН, осуждающую ядерную программу Израиля, Иран сделал очень удачный дипломатический ход. Теоретически, теперь Совбез должен либо открыто признать наличие «двойных стандартов» в отношении Тегерана, либо подвергнуть Тель-Авив санкциям. На этом фоне Тони Блэр невпопад объявил Иран главной угрозой мировой безопасности.

Эпопея вокруг иранской ядерной программы получила новый, совершенно неожиданный поворот – представитель Ирана в ООН Джавад Зариф потребовал от Совета Безопасности ООН применить санкции против Израиля в связи с наличием у еврейского государства ядерного оружия. В своем недавнем интервью израильский премьер Эхуд Ольмерт фактически открыто подтвердил присутствие таких арсеналов в своей стране.

Теперь уже Тегеран требует от Совета Безопасности «принудить Израиль отказаться от ядерного оружия и поставить все свои ядерные объекты под контроль инспекторов ООН»

Джавад Зариф также потребовал включения в предполагаемую резолюцию по этому вопросу ссылок на статью 7 Хартии ООН, предусматривающую как дипломатические так и военные меры в отношении государств, которые представляют реальную угрозу миру.

В обращении говорится, что «Израиль - единственное препятствие на пути к Ближнему Востоку, свободному от ядерного оружия».

Этот дипломатический ответный удар Тегерана попал в точку. Как государство-член ООН, Иран имеет законное право выносить свои предложения на повестку дня заседаний Совета Безопасности. В данный момент СБ обсуждает проект резолюции по «иранскому досье», которая ставит целью применение санкций против Тегерана – по все тому же «ядерному вопросу».

Таким образом, Иран ставит Совбез перед дилеммой. Либо члены Совета открыто признают, что Израиль имеет право на ядерное оружие, а Иран – нет; либо они подвергают санкциям и Израиль тоже.

В первом случае такая явная политика «двойных стандартов» вызовет бурю негодования во всем исламском мире, еще раз подняв престиж Ирана как «защитника ислама» в глазах миллиарда мусульман. Второй вариант, естественно, невозможен, поскольку этого никогда не допустят США. Но в любом случае иранская дипломатия выигрывает, и надо признать этот ход очень удачным и своевременным.

Читайте по теме: «Иран и Китай отвлекают Буша от России»

На этом фоне демарш Тони Блэра, объявившего Иран «главной угрозой мировой безопасности», смотрится скорее как пропагандистская акция. Блэр сделал это заявление в ходе выступления перед бизнесменами Британии и Объединенных Арабских Эмиратов в рамках своей поездки по Ближнему Востоку.

По мнению британского премьера, «Тегеран – один из основных источников мирового экстремизма, который является главной проблемой современности.

Мы должны проснуться: основанные на неверно истолкованных идеалах ислама экстремистские движения борются нечестными методами, но они воюют одни против всех нас». 

В этой связи Блэр предложил поддержку «умеренным государствам, которые также могут помочь в борьбе с экстремистской деятельностью».

Самое интересное, что эти самые «умеренные государства», к которым обращался Блэр, в это же самое время вели вполне продуктивный диалог с Ираном, что придало усилиям Тони Блэра несколько странный оттенок. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) заявил в тот же день, что намерен рассмотреть предложение Ирана о помощи в освоении технологий мирных ядерных технологий.

«Мы считаем позитивным соответствующее предложение Тегерана, и Совет сотрудничества намерен его изучить», - заявил в Эр-Рияде глава МИД Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал Аль Сауд.

Таким образом «умеренные государства» региона наглядно продемонстрировали, что не собираются рвать свои традиционные связи с Ираном.

А уходящий со своего поста генеральный секретарь ООН Кофи Аннан на своей прощальной пресс-конференции в Нью-Йорке призвал продолжать настойчивые поиски переговорного решения проблемы иранской ядерной проблемы и предупредил, что «военное вмешательство в Иране приведет к катастрофе».

По признанию Аннана, неспособность ООН предотвратить Вторую Иракскую войну (начавшуюся в 2003 году) стала «наихудшим моментом» его пребывания во главе организации: «Если нечто подобное произойдет в ситуации с Ираном, то последствия будут еще более опасными для региона и мира в целом».
 
Таким образом, получается что слова Блэра оказались обращенными в пустоту – страны Залива не видят угрозы со стороны Ирана, генсек ООН категорически против военных мер, а Джордж Буш предпочел отмолчаться, поставленный в тупик встречным требованием Тегерана о санкциях против Израиля.

Скорее всего, власти Ирана давно уже поняли, что опасность прямой интервенции практически ничтожна, и опасаться следует лишь экономических санкций. Теперь же, умело увязав свое «ядерное досье», рассматриваемое в Совете Безопасности ООН, с нелегальным ядерным арсеналом Израиля, Тегеран получает хороший шанс избежать санкций вообще, или, по крайней мере, значительно смягчить их последствия.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить