Кто остановит угар Гринуэя?

Но расскажем все по порядку. В 70-х- начале 90- х годов Питер Гринуэй был одним из самых популярных и востребованных режиссеров-интеллектуалов Великобритании. Его картины «Контракт рисовальщика», «Живот архитектора», «Зет и два нуля», «Отсчет утопленников» и, в особенности, «черная» комедия «Повар, вор, его жена и ее любовник» получили всемирную популярность, в особенности среди той аудитории, которой нравились романы Айрис Мэрдок.

Огромный успех выпал и на долю картин «Книги Просперо», «Дитя Макона» и «Интимный дневник». В этих изысканных лентах, в основу которых легли тексты английской и японской классики, режиссер на заре видео-арта потряс зрителя прихотливой и бесконечной игрой образов, обращением к архетипическим пластам мировых культур и религий. При этом критика отмечала, что Гринуэй нередко отдает предпочтение малоприятным и негативным сценам и образам, а в ленте «Дитя Макона» некоторые даже увидели пропаганду средневековых сатанинских ритуалов. По мнению знаменитого чешского режиссера Веры Хитиловой, в конце 80-х годов бывшей любовницей Гринуэя, режиссер явно находился под влиянием негативных аспектов третьей базовой перинатальной матрицы из картографии бессознательного Грофа, то есть его увлекали образы шабашей, оргий, революций и сексуальных извращений.

Спустя некоторое время после выхода в середине 90-х «Интимного дневника» и «Восьми с половиной женщин» Гринуэй стал вести себя довольно странно. В своих интервью режиссер стал говорить о том, что кино умерло и снимать его не имеет смысла, что все современные фильмы ему скучны, включая собственные. При этом, как поклонник сатанинских идей, Гринуэй не раз поливал грязью великого русского режиссера Андрея Тарковского за его глубокие христианские фильмы.

Изюминки добавили публикации в авторитетной английской газете «Сан», которая, со ссылкой на ту же Веру Хитилову, сообщала, что причиной душевного сдвига у Гринуэя стало его увлечение психоделиками. Оказывается, во время съемок «Книг Просперо» режиссер узнал, что, создавая свои самые загадочные и красочные картины «Джульетта и духи» и «Сатирикон», Федерико Феллини употреблял для развития фантазии ЛСД-25. Но, если Феллини делал это несколько раз под контролем медиков, то Гринуэй, как писала «Сан», употреблял психоделики совершенно бесконтрольно, причем особо «запал» на кетамин, известный в среде наркоманов как «витамин К». Именно кетамин, как известно, вызывает совершенно жуткие галлюцинации исключительно негативного свойства, следы которых можно заметить в картине «Дитя Макона».

Гринуэй отказался комментировать эти сообщения, после чего солидные европейские продюсеры отказались финансировать его проекты. Тогда режиссер принялся разъезжать по городам и весям, рекламируя при помощи «критической мафии» свой «мультимедийный» и абсолютно бредовый проект «Чемоданы Тульса Люпера». Надо ли говорить, что наиболее теплый прием встретил «поехавший» Гринуэй в России.

Тогдашний руководитель Госкино Армен Медведев, пришедший ему на смену Александр Голутва, главный культурный начальник Михаил Швыдкой встретили Гринуэя с распростертыми объятиями. Все три части «чемоданного» проекта получили финансирование из российского бюджета, которое осуществлялось через студию «12 «А» и продюсера Михайлова. Точные суммы до сих пор держатся в секрете.

Судя по тому, с какими нападками выступил на днях Михаил Швыдкой на глубоко христианский фильм Павла Лунгина «Остров», именно хамские выпады Гринуэя в адрес Тарковского снискали ему особую симпатию у некоторых российских культурных начальников.

Куратор проекта Сергей Лазарук вот уже три месяца избегает свободного общения с прессой. Он даже не пришел на открытие фестиваля «Венеция в Москве» в кинотеатр «Иллюзион», чем изрядно шокировал директора Венецианского кинофестиваля Марко Мюллера. Очевидно, что Лазарук не хочет комментировать информацию о том, что именно Гринуэй был виновником грандиозного скандала на Московском кинофестивале этого года.

Из-за его интриг в СМИ Михаэль Ханеке в самый последний момент отказался возглавить жюри фестиваля. Как говорят в кинокругах, Гринуэй использовал свои связи в российском порнобизнесе и организовал публикации с угрозами в адрес Ханеке, поскольку ему сообщили, что Ханеке тоже хочет обратиться за финансовой поддержкой своего нового проекта «Открытое» в ведомство Михаила Швыдкого .

Что же мы имеем в итоге? Первые две части «Чемоданов Тульса Люпера» полностью провалились в кино и видеопрокате, интерес к ним даже интеллектуального зрителя минимален. Сюжет картины абсолютно бредовый, поскольку российские прокатчики опуса Гринуэя «Кино без границ» не могут его внятно изложить. В безразмерной ленте рассказывается о каком-то «вечном узнике» Тульсе Люпере и истории его «шестнадцати заключений», начиная с какой-то заброшенной шахты в Южном Уэльсе. Постоянно попадая в тюряги и передряги, этот Люпен умудряется стать всемирно известным художником и писателем. В честь него даже открывают грандиозную выставку в Нью-Йорке, на которой выставляют 92 чемодана. Оказывается, что 92 – это число урана в периодической системе элементов…На этом, опасаясь за психику читателей, остановимся, но еще раз заметим – даже прокатчики не могут внятно и логично объяснить, о чем «чемоданная» эпопея Гринуэя и каков ее сюжет.

Все это сопровождается маловразумительной болтовней псевдофилософского характера, в том числе и с участием…Михаила Швыдкого. Что касается визуальных образов, то даже неспециалисту ясно, что они, скорее всего, вдохновлены бесконтрольным употреблением психотропных веществ, поскольку производят предельно странное и жуткое впечатление.

Спонсоры и прокатчики «Чемоданов…» цинично заявляют, что фильмы Гринуэя сейчас мало кому интересны, что подтвердил «Правде.Ру» вице-президент компании «Кино без границ» Антон Мазуров. Действительно, даже в Москве третья часть «Чемоданов Тульса Люпера» пойдет только в одном маленьком кинотеатре «Фитиль».

А Гринуэй намерен потребовать у Швыдкого поддержки своего очередного проекта – фильма «Золото Холокоста». Его книга уже выпущена издательством «Иностранка» и произвела кошмарное впечатление на антифашистскую общественность. Дело в том, что, рисуя ужасы Холокоста и откровенно спекулируя на этой теме, Гринуэй переходит все границы разумного, сочиняя небылицы, совершенно не подтверждаемые документами. В результате этой бредовой интерпретации трагическая тема Катастрофы приобретает кощунственно-комический характер. Вот почему авторитетные еврейские организации, как российские, так и зарубежные, стараются держаться от новой авантюры малоадекватного Гринуэя подальше.

При этом Гринуэй продолжает демонстрировать нарастающую, скажем так, эксцентричность. В своем почтенном возрасте он гастролирует по ночным клубам Европы, где запросто можно достать не только «экстази», но и ЛСД-25 , и выступает в качестве ви-джея, представляя «улетевшей» молодежи нарезку кадров из своих пресловутых «Чемоданов…», еще более бредовую, чем сами фильмы.

Именно с такой эпатажной гастролью он посетил заведения с предельно сомнительной репутацией Санкт-Петербурга 24-26 ноября этого года. И так там, очевидно, «угорел» в психоделическом экстазе, что теперь не в состоянии приехать в Москву на премьеру самой картины. Отменного «гения» нашли Швыдкой, Голутва и Лазарук для финансовой поддержки, нечего сказать!

Думается, что Счетной палате, а также Росохранкультуре и заместителю министра культуры Леониду Надирову следовало бы присмотреться к длительной и запутанной истории финансирования «Чемоданов…» Гринуэя. Хотя бы для того, чтобы опровергнуть распускаемые недоброжелателями нынешнего руководства ФАККа слухи, что без «откатов» здесь не обошлось. Ведь всем же известно, что чиновники, принимавшие решение о финансовой поддержке Гринуэя, живут на одну зарплату.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить