Александр Ципко: США не интересует, есть в России демократия или нет

По сути, мы увидели как « Другая Россия » начала раскалываться. Произошло то, что должно было произойти, потому что «Другая Россия» соединила в себе абсолютно антагонистических политиков с антагонистическим мировоззрением. В этом смысле организация напоминала что-то нездоровое. Всегда было такое ощущение, что они собираются не для того, чтобы показать себя России, а для того, чтобы показать себя Западу.

Никого этот так называемый " Марш несогласных " в России, честно говоря, не волнует. Это маргинальное явление. Очень хорошо, что «другороссы» публично указали нацболам на их место, а Анпилов предпочел участвовать в своем собственном мероприятии и лишь только «отметился» на общем. Это очень хорошо, потому что такие факты являются признаками какого-то выздоровления.

То, что люди начинают объединяться по мировоззренческим соображениям, это показатель здоровья. Можно по-разному относиться к этим мировоззрениям, но сам факт, что люди имеют мировоззрение и  по этому принципу отличают себя от других – это признак какого-то духовного прогресса. Так что, я очень доволен. С точки зрения судеб России – это очень хорошо.

Ведь не может быть ничего общего между нацболами , догматичными коммунистами революционного типа и западниками-либералами . Такие люди, по логике, должны быть по разные стороны баррикад, друг в друга стрелять. Эти партии морально должны быть в состоянии гражданской войны, а не собираться вместе за общим делом.

То, что это произошло, во-первых, подтверждает, что «Другая Россия» - это искусственное образование, пиар-образование, не имеющее никакого будущего. Эти люди существуют благодаря повышенному вниманию. Они – неудачники, проигравшие. Никто из них не может прийти на выборы и набрать 7%. Неслучайно системная оппозиция – ни КПРФ , ни СПС , не имеют с ними ничего общего.

См. также по теме сюжет о " Марше несогласных "

Системная оппозиция использует свободные выборы, чтобы получить представительство в Думе . И у них есть шансы. Это говорит о нормальном развитии демократии в нашей стране. А участники «Другой России» таких шансов не имеют – их не поддерживают избиратели. Поэтому они избирают старый русский путь «улицы и радикализма». В России всегда были политики такого типа  - максималисты, люди агрессивные. Такие персонажи делают ставку на разрушение того, что есть, не умеют ценить то, что есть, драматизируют обстановку.

К счастью, страна вышла из этой революционной фазы, в которой мы были в конце 80-х и начале 90-х годов. Сейчас Россия находится совершенно в другой фазе национального развития. Это фаза стабильности. Конечно, пока еще слабой. Но совершенно очевидно, что сейчас не время для «Другой России» - ни для Каспарова , ни для Анпилова, ни для Эдички Лимонова. Поэтому им сейчас и очень неуютно. Правда, не понятно, как в такой компании оказался Касьянов , в общем-то, неплохой премьер, довольно состоявшийся человек. Для меня это загадка, что он имеет общего с «другороссами».

По поводу «синхронного» с митингом выступления Кондолизы Райс в газете «Вашингтон Пост». Она специалист по России. Действительно, прошлые Госдумы были более оппозиционными – к Ельцину . Тогда страна вообще вообще находилась на распутье. С точки зрения формальной, в парламенте была большая представительность. Но с точки зрения реальной оценки ситуации, страна являлась более больная, более хаотичная.

Кондолиза прекрасно понимает, что одно и то же состояние можно назвать очень демократичным, но с более высокой точки зрения оно будет называться ситуацией хаоса, разлада, разрыва. Конечно, со стороны ей нравится ситуация разлада, игры разных политических сил.

Она совершенно не обращает внимания на то, что во время якобы большей демократии страна была неуправляемой, много было аномальных социальных и политических явлений. Ей не нравится то, что происходит концентрация сил в Кремле. Но как же тогда преодолеть хаос? Райс, как специалист, не может не понимать, что для того, чтобы вылезти из этого хаоса, должна быть концентрация власти.

Кстати, Кондолиза лукавит и с исторической точки зрения. В 1993 году Запад поддержал государственный переворот в России, поддержал расстрел парламента, был на стороне заговорщиков. Это было только потому, что Запад верил, что в результате этого к власти придет его команда, команда Егора Гайдара .

Уже тогда мне стало ясно, что Запад ничего не умеет просчитывать.В 1995 году япытался показать,что это утопия. Они рассчитывали, что можно пойти на переворот, на самодержавную конституцию (ведь по конституции Россия – авторитарная страна). Но им казалось, что так выгодно. Так действительно было бы выгодно, если бы у власти стояла команда Гайдара. Однако когда в результате пришли другие люди, такая концентрация власти им оказалась не нужна.

Если говорить более точно, без эмоций, то Запад и лично Кондолизу Райс не волнует, есть ли концентрация власти в Кремле, или нет. Им всегда нужна та концентрация власти, которая позволяет на российском политическом, экономическом, топливно-энергетическом и информационном поле проводить стратегические интересы США. Когда же в России появляется более суверенная концентрация власти, которая препятствует проведению их национальных интересов, то им это не нравится.

По-своему, они правы. Просто в России  надо понимать, что США абсолютно не интересует, есть ли в нашей стране демократия или нет. Если бы данный вопрос был для них важен, то они никогда бы не поддержали кровавую бойню 1993 года. Им нравится только тот тип власти, который удовлетворяет их интересы. Поэтому обижаться ни на США, ни на Кондолизу Райс нельзя. У них свои интересы, своя логика.

Нам же надо понимать, что когда мы оцениваем ситуацию в собственной стране, надо критически относится к словам зарубежных деятелей, особенно – официальных лиц. Они исходят не из интересов развития демократии, а прежде всего, из национальных, государственных интересов.

Действительность в России не совпала с ожиданиями властных структур Штатов. Кстати, в США (я не буду называть фамилии) были аналитики, которые говорили о невыгодности переворота Ельцина 1993 года и невыгодности его искусственной победы в 1996 году. Они уже тогда видели все негативные последствия того, чему рукоплескал Запад – государственному перевороту Ельцина и расстрелу российского парламента.

Сейчас же Запад не хочет нести ответственность за свой выбор, а ищет виновных. Тут возникает вопрос, понимали ли они тогда, что после этих молодых реформаторов, после этих страшных реформ в России сложится такая ситуация, которая вообще не будет сопоставима с развитием демократии? Понимали ли они, что 1993 год убил реальную демократию в стране и парламентский путь ее развития? Который, на мой взгляд, является оптимальным для государств Восточной Европы.

Но тогда об этом никто не думал. Все только хотели, чтобы на поверхности были Чубайс и Гайдар. Они радовались, что Чубайс приватизировал 60% всей собственности в стране. В то время я находился в США и видел, как там рукоплескали приватизации и говорили: «наши мальчики пришли». Теперь же эта концентрация власти перешла в другие руки, что вызывает серьезное беспокойство у США. 

Теперь еще несколько слов о так называемом «Марше несогласных». Мы живем в демократической стране и, на мой взгляд, это позитивное явление – то что он состоялся. Провели митинг, заявили о себе. Люди высказались. Позитивно, что они,наконец-то, начали понимать свои различия и что им вообще стыдно быть вместе. Каждому по-своему стыдно.

Это нормальное течение политической жизни. Оно показывает, что люди, которые оказались не в русле большой политики, попали на ее обочину. Теперь они пытаются использовать демократию, чтобы обратить время вспять. Но эти люди уже не смогут победить в России демократическим путем.

Какие шансы у Анпилова с его одним процентом, или даже теперь с еще меньшим рейтингом? У Лимонова шансов немножечко больше, но все равно он непроходной. Это тип революционеров, которые, в общем-то, больные люди, которые получают удовольствие от того, что калечат страну и калечат другим жизнь. Анпилов и Лимонов – это дьяволы революции. Дьяволы революции современной России. 

Эдичка Лимонов – яркий тип старых русских революционеров. Его абсолютно не волнует, что тех, кого он поведет на баррикады, посадят в тюрьму, что будут плакать их родители. Его это абсолютно не волнует. 

Царское и Временное правительства сделали все возможное, чтобы дьяволы пришли к власти в начале прошлого столетия, дали им шансы. Сейчас в России все будет зависеть от того, насколько политическая элита будет консолидирована, насколько нынешний относительный консенсус между Кремлем и системной (левой и правой) оппозицией будет сохраняться.

Важно не создавать комфортные условия для дьяволов, чтобы они не имели возможности наслаждаться чужими бедами.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить