Нет катарсиса – верните деньги!

С сенсационной инициативой намерена скоро обратиться к председателю Комитета Госдумы по культуре Иосифу Кобзону группа граждан во главе с поэтессой и культурологом Ириной Истоминой. Они предложат законодательно обеспечить возврат денег за билеты на плохое кино.. Госпожа Истомина рассказала «Правде.Ру» об этой инициативе.

- Что Вас и Ваших единомышленников подвигло на столь необычное предложение?

- Просто злость. Билеты в кинотеатры, особенно московские, дорожают как овес. Естественно, чтобы не обмануться, читаешь кинопрессу, смотришь передачи всякие типа той, что ведет Рената Литвинова. И почти всё у них – исключительные шедевры, на которые не жалко никаких денег. Веришь таким как Литвинова, платишь деньги, а потом буквально плюешься.

Именно из-за этих явно заказных восторгов я отдала 350 рублей за «Связь» Дуни Смирновой. Никакого же удовольствия эстетического совершенно не испытала. Абсолютно прав оказался мой давний приятель режиссер Володя Меньшов, когда эту «Связь» раскритиковал за пустоту, пошлость и безжизненность.

Меня, как и Меньшова, крайне возмутила фраза главного героя: «Давай мы тебя за какого-нибудь автослесаря выдадим» Откуда такое высокомерие? Ведь как нам сигнализируют западные фильмы, те, которые за 50-70 тысяч долларов снимаются, работники автосервиса и их подруги сто очков форы в плане интересной жизни дадут малохольным персонажам дуниной «Связи».

Или возьмем опусы Алексея Учителя, его пресловутый «Дневник его жены». Что авторы хотели сказать этой архипошлостью про Ивана Бунина и его окружение? Никакого плезира, никакого шармана высокодуховные особы от этой поделки не испытали, хотя критическая мафия восхваляла ее до небес. А деньги обманутому народу никто не вернул! Разве это не хамство?

- Но по каким критериям можно определить, достоин ли фильм тех денег, что за его просмотр просят?

- Такой критерий давно есть. Его предложил великий греческий философ Аристотель, который считал, что от подлинного произведения искусства человек должен испытывать катарсис. То есть такое потрясение души, что происходит самый настоящий переворот с очищением, восторгом и позитивным опьянением психоэмоционального плана.

Аристотель, кстати, правильно отметил, что катарсис проявляется физически в виде слез, учащенного дыхания, даже временного помутнения сознания. В случае с мелодрамами катарсис определить легче всего, а значит, и установить достоверность рекламы. Если катарсис не наступает, то деньги за билет должны быть возвращены, а также выплачена компенсация за напрасно потраченное время и моральный ущерб. В этом суть наших предложений.

- Вы сами когда-нибудь переживали катарсис во время кинофильма?

- Это было совсем недавно в столичном кинотеатре «Иллюзион». Афиша приглашала на американскую картину неведомого мне Артура Хиллера «История любви». 1970 год, фильм обозначен как «социальная мелодрама». Конечно, возникли сомнения, стоит ли платить 120 рублей. Кассирша мне говорит: «Да вы что! Величайший фильм о любви! Реветь будете просто как корова! Катарсис гарантирован!» И ведь не обманула. Такая там простая с виду история – он из богатой семьи, она – из бедной. Познакомились в университете и поженились. А потом она заболела раком и умерла. Музыка абсолютно улетная и всем известная, Френсис Лей написал. У меня слезы просто ручьем полились еще за полчаса до конца. Все вокруг тоже рыдали. Помню, что из зала выходила просто очумелая. Вся в слезах, вся, как говорится, в соплях…Катарсис был в буквальном смысле на лицо.

- Но это же классика! А от современных фильмов такого не бывает?

-Бывает, но очень редко. Последний раз наш зритель испытывал катарсис в 2000 году на фильме Ларса фон Триера «Танцующая в темноте». Его прокатчиками были достопочтенные дамы Марина Трубина и Рая Фомина. Они так расхваливали фильм, так предупреждали, что для слабонервных у кинотеатров будет дежурить «Скорая помощь», что все подумали – всё это рекламный трюк для какой-то сомнительной халтуры. Но ведь не обманули! У меня слезы просто ручьем полились еще за полчаса до конца. Все вокруг тоже рыдали. Помню, что из зала выходила просто очумелая. Вся в слезах, вся, как говорится, в соплях…

- То есть, катарсис был на лицо? Но если с мелодрамами все понятно, то как быть с комедиями? Как определить, что на такие фильмы деньги потрачены не напрасно?

- Здесь концептуальные положения Аристотеля следует дополнить мудрыми мыслями великого французского писателя Франсуа Рабле. В своем бессмертном романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал четкие критерии юмористического катарсиса. Согласно этим критериям шедевр юмора должен вызывать известные физиологические реакции. Это не только гомерический хохот, но и непроизвольные звуки, испускаемые, скажем так, частями тела, находящимися не рядом с головой.

- Неужели Рабле дал и такой критерий юмористического катарсиса?

- Именно такой, отсюда и возникло понятие «раблезианского юмора» как юмора крайне полезного для здоровья и за который не жалко отдать деньги. Развивая эту идею, великий русский философ Михаил Бахтин пришел к выводу, что настоящая комедия – это комедия, основанная на «материально-телесном низе» и шутках, с ним связанными. Увы, наши современные комедиографы игнорируют эту мудрость и поставляют халтуру типа «Дикарей». Надеюсь, что большой поклонник раблезианского юмора Михаил Швыдкой поддержит нашу инициативу и обеспечит законный возврат денег за несмешные комедии.

- А вы уверены, что Швыдкой – сторонник и поклонник именно такого юмора?

- Конечно. Как замечательно оценил он юмор американского фильма «Борат»! Дескать, как политику ему слова о том, что национальным напитком казахов является лошадиная моча, не нравятся. А вот как человеку кажутся талантливыми и остроумными.

Хотя Михаилу Ефимовичу и приходится носить маску умника в программе «Культурная революция», всем же его поклонникам ясно, что гораздо естественней он чувствовал бы себя в передачах типа «Шоу Бенни Хилла», «Мистер Бин» или «Маппет-шоу», столь любимых зрителями во всем мире. Мне друзья из Росохранкультуры рассказывали, что Михаил Швыдкой скоро переговоры проведет с Би-Би-Си по льготной покупке для своего друга Александра Роднянского и канала «СТС» лицензии на самый скандальный английский юмористический сериал «Алло,алло!», где сам хочет исполнить роль владельца кафе Рене. А роль лейтенанта Грубера могут предложить знаменитому режиссеру Кириллу Серебренникову.

Надеемся, что, когда Госдума будет рассматривать наше предложение законодательно обеспечить возврат денег в случае отсутствия катарсиса после просмотра кино, дорогой Михаил Ефимович скажет свое веское слово в защиту прав потребителей.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить