Ненецкий автономный округ: печорской семги год не увидим?

По мере того, как приближаются новогодние праздники, растет интерес народа к деликатесам. В частности, к семге. Будет она на прилавках в основном норвежская, хотя на многих столичных рынках висят объявления: “Семга из Печоры”. Из Печоры ли?

Как рассказали “Правде.Ру” в Управлении природных ресурсов и экологии Ненецкого округа, атлантического лосося (так по научному называется эта красная рыба) в Печоре в нынешнем году действительно вылавливали, хотя и в небольших масштабах. Всего было выловлено меньше 5 тонн, если быть точным – 4740 килограммов.

При этом промышленная квота, выделенная на Ненецкий округ на год, была освоена на все 100 процентов. Эта норма была определена учеными. Вылавливало ценную рыбу в этом сезоне (длящемся с июля по начало октября) одно предприятие – СПК РК “Андег”.

Любительский лов (легально разрешенный) тоже предполагался, но по бюрократическим причинам его так и не удалось организовать: требовалось привести в соответствие с федеральным законом о рыболовстве местные правовые нормы, но – не сложилось (а вот в Коми и Архангельской области, между прочим, любительский лов в этом году все-таки сумели организовать).

Вылов семги в НАО в промышленных масштабах идет уже третий год после долгого перерыва – в конце восьмидесятых выяснилось, что популяция атлантического лосося находится на грани исчезновения. Тогда лов был запрещен.

А на будущий год, как предполагают в Управлении природных ресурсов, он может быть вовсе приостановлен (и допускаться только в научных целях). Река должна отдохнуть, полагают специалисты.

Конечно, браконьерство на Печоре тоже было всегда. С ним борются. В этом году удалось изъять 277 килограммов незаконно добытой семги. 29 рыбин, освобожденных из сетей, выпустили живыми. Возбуждено 19 уголовных дел против браконьеров, у них изъято 335 “орудий лова”, проще говоря, сетей – длина которых составляет впечатляющие воображение 16,5 километров.

С другой стороны, по тундре годами ходят истории о крупных браконьерских группировках, которые семгу вывозят из тундры аж вертолетами. Но такие правоохранителям давненько не попадались (не их ли семужка и лежит на московских базарах?) На одном из совещаний, посвященных экологии, я слышал, как офицер части ПВО заметил из зала: “Нас бы спросили! Мы-то все взлеты и посадки фиксируем…” Возможно, дойдет когда-нибудь в округе и до этого.

Кстати, в НАО есть и другие виды рыб, нуждающихся в охране. Например, сиговые (их в этом году у браконьеров отобрали 330 килограммов). Но браконьеры – не самая главная беда для экологов. Куда важнее следить за тем, чтобы не выливалась из трубопроводов добытая в регионе нефть.

Серьезная авария может привести к тому, что печорской семги на прилавках мы не увидим вообще никогда. Пока же попрощаемся с ней лишь на год – если решение о приостановке лова все-таки официально утвердят.

Обсудить