Договор НАО-Поморье: кому вершки, а кому корешки?

После того, как Собрание НАО на днях ратифицировало договор с Архангельской областью, согласно которому в ближайшие два года в бюджет области будут направлены значительные суммы из казны Ненецкого округа, встал вопрос – получит ли округ от этих средств обратно хоть что-нибудь.

Глава администрации Архангельской области Николай Киселев бодро заметил, что необходимо создать рабочую группу, которая бы решила вопросы финансирования и распределения доходов на программы развития области и округа. Следует подготовить совещание в Минфине и администрации президента РФ, чтобы показать, как оба субъекта планируют совместно развиваться, и какие результаты от этого – “у нас есть для этой работы два месяца”.

Однако депутат Архангельского областного Собрания от НАО Александр Саблин заявил “Правде.Ру”, что пока подобных проектов в областной парламент не поступало.

-- Около месяца у нас теоретически есть, - заметил Александр Иванович. – Бюджет Архангельской области прошел только первое чтение, второе было назначено на двадцатые числа декабря. Конечно, было бы справедливо, если бы за счет нефтяных прибылей заработали совместные программы округа и области, и чтобы ненецкие жители почувствовали от них эффект. Я пока знаю об одном работающем совместном проекте двух субъектов Федерации – договоре о сотрудничестве между парламентами двух регионов. Он предусматривает обмен опытом, совместные экспертизы законопроектов и прочее. Но этого, разумеется, этого далеко не достаточно.

В 1996 году между округом и областью были заключены договоры, в соответствии с которыми жителей Заполярья в Архангельске обучали в ВУЗах , их помещали в медицинские учреждения области и так далее. Позднее договоры “забыли” пролонгировать. Новые договоренности должны заключаться на серьезный срок, минимум на пять лет, а лучше бы и на более долгий период.

Сотрудничество может осуществляться в сферах образования, здравоохранения, культуры, экологии и прочих. И тогда два субъекта Федерации смогут сближаться, не теряя своей самостоятельности. Пока же Николай Киселев ничего в данной сфере депутатам облсобрания не предлагал. Предложит – будем, конечно, обсуждать. Тем более, что подобная схема действует в других “матрешечных” субъектов Федерации – в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Чтобы понять, насколько описанная модель работает в других “матрешках” (сложносоставных субъектах РФ), корреспондент “Правды.Ру” позвонил на Ямал.

- Между ЯНАО и Тюменской областью в середине 2004 года был подписан договор на пять лет, который начал действовать с 2005 года, - рассказала Светлана Лаптандер, заместитель директора департамента финансов администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. – С учетом того, что значительные средства возвращаются к нам из областной казны в виде целевых программ, я не считаю, что округ так уж много потерял от этого договора. И пока, насколько мне известно, со стороны Тюменской области не возникало никаких инициатив по изменению условий этого соглашения.

Шеф-редактор по вопросам экономики окружной ямальской газеты “Красный Север” Сергей Истомин рассказал “Правде.Ру” некоторые подробности экономических взаимоотношений его родного округа с Тюменью:

- Главное, что потерял от договора ЯНАО , это часть округа от налога на добычу полезных ископаемых. Это серьезные средства. Однако же у нас остались другие налоги, с помощью которых администрации удается выравнивать положение. Это налог на прибыль, налог на имущество, наконец, на доходы физических лиц. Газовики и нефтяники у нас в округе неплохо зарабатывают, и налогообложение их зарплат является существенной частью поступлений. Есть распространенное представление, будто на промыслах работают сплошь вахтовики, но это на Ямале совсем не так. Вахты широко применяются разве что в Ямбурге, но и там на месторождении газа работает порядка 350 местных жителей.

В Новом Уренгое, Ноябрьске и в других местах нефть и газ в основном добывают те, кто там прописан и платит налоги. По моим прикидкам, порядка половины тех денег, которые в последние два года уходят в область, возвращаются нам по целевым программам. Так что живем пока нормально. К счастью, наш договор будет действовать еще три года. Но вообще-то тревога есть: а как там будет дальше?

Пока же все идет “штатно”. Нынешней осенью бюджет ЯНАО сверстан впервые за многие годы с дефицитом. Но и в этом случае консолидированный бюджет Ямало-Ненецкого округа и всех входящих в его состав муниципальных образований достигает суммы, о которой казне НАО остается только мечтать (а теперь, возможно, и мечтать не стоит) – порядка 50 миллиардов рублей!

Обсудить