Санкции «Сухому» были мелкой пакостью

Снятие американских санкций с крупнейшего авиахолдинга «Сухой», в сущности, ничего не меняет в деятельности российской компании. Это, скорее, политический жест. Госдепу не было от санкций никакого толку, поскольку россияне могли просто не заметить этих ограничений.   

Широко освещаемая в прессе событие о снятии американских санкций с крупнейшего авиахолдинга «Сухой», в сущности, ничего не меняет в деятельности российской компании. Когда на официальных сайтах заявляют, что «о снятии санкций российскому президенту объявил лично Джордж Буш», то это свидетельствует лишь об ограниченных возможностях президента США как-либо воздействовать на Россию.

Действительно, подписав договор «О доступе на рынки друг друга в рамках процесса присоединения России к ВТО». Вашингтон частично исправляет свою глупость, вызванную желанием досадить Москве хоть в чем-то. Но, по сути, ситуация никак не изменилась.

ОАО «Сухой» самостоятельно свою продукцию за рубеж не поставляет. Госпосредником выступает «Рособороэкспорт», через него идут все контракты по военно-техническому сотрудничеству, а с этой организации США снимать санкции не собирается.

Следовательно мы видим политический жест, не более.  Санкции Госдепа США накладывались в период острой конфронтации между Москвой и Вашингтоном по иранской ядерной программе, на фоне израильско-ливанской войны и перспективы вытеснения США с рынка оружия в Южной Америки.

Более всего удивило основание – внутренний закон США «О нераспространении в Иран» – и приговор: запрет названным российским фирмам «заключать сделки с американскими структурами, получать американскую помощь и предписание автоматически отказать им в американских экспортных лицензиях».

Позиция Москвы была выражена заявлением МИД РФ: «речь идет  об очередной неправомерной попытке заставить иностранные компании работать по внутренним американским распорядкам».

Бездоказательно обвинив ОАО «Сухой» и «Рособоронэкспорт» в поставках Ирану оборудования и материалов, обладание которыми способно содействовать производству оружия массового  поражения, крылатых и баллистических ракет, Вашингтон косвенно указал на политический заказ с целью дискредитации российских компаний перед партнерами.

Когда  стало понятно, что санкции не дали никакого эффекта, начался поиск выхода из этой неловкости. Госдеп выступил в роли доброго дяди, заявив, что запреты на деятельность в США для «Сухого» отменены «в свете дополнительной  информации,  предоставленной Вашингтону правительством России и фирмой «Сухого». Что говорилось нашим правительством, и как каялся «Сухой», объявлено секретом.

Если проследить всю историю вопроса, то можно сделать неутешительный вывод – с дипломатией у Вашингтона совсем плохо. Если отбросить политическую шумиху, то российские фирмы могли просто не заметить этих санкций.

У «Рособоронэкспорта» нет никаких контрактов с США, он не поддерживает с этой страной военно-технического сотрудничества, авиатехника не комплектуется продукцией американских компаний.

У «Сухого» тоже более важные дела. Он крупнейший российский экспортер авиатехники. Занимает третье место оп объемам производства современных истребителей. Холдинг предполагает  экспортировать до 2010 года 450-500 самолетов на сумму 17 млрд. долларов. В его планы входит строительство самолета пятого поколения Су-32, модернизация Су-24М, Су-27 и Су-25, а также создание для Индии двухместного многоцелевого истребителя Су-30, модернизация Су-30МК для Китая.

«Сухой» намерен контролировать до 20 процентов мирового рынка фронтовой авиатехники. Он доминирует на рынках Юго-восточной Азии в Китая.

По сути, санкции – это мелкая пакость за контракт с Венесуэлой на поставку 24 самолетов Су-30 и другого вооружения.

А вот у американцев действительно возникли  проблемы от действий своих властей. Под угрозу срыва был поставлен совместный с концерном Boeing проект «Российского регионального самолета» на сумму 11,5 млрд. долларов.

США не смогут  реализовать свои же предложения о поставках военно-технического имущества российского производства в Афганистан и Ирак через уполномоченные Минобороны США американские фирмы.

Кроме того, Вашингтон столкнется с проблемой нелегального контрафактного оружия российского образца. Конечно, приятно осознавать, что горячие американские политики начинают понимать, что с Россией надо говорить вежливо, но настораживает угроза введения новых карательных мер для других фирм и физических лиц. Значит, есть еще у американцев надежда прижать нас. 

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить