Будни полярных метеорологов: еще одно арктическое утро…

В наивной рекламе кофе два гидрометеоролога выскакивают из арктической избушки прямо на снег, а потом отогреваются с помощью красной кружки. У тех, кто пожил на Севере, ролик этот вызывает смех: где ж это видано, чтобы дом за Полярным Кругом был без сеней!

Застынут ведь, и никакая кружка не спасет. Тем не менее, других упоминаний о людях, продолжающих трудиться на труднодоступных станция в Заполярье на телеэкране не увидишь. А жаль. Ведь люди трудятся за смешные деньги – шесть-восемь тысяч рублей в месяц (со всеми “северными”). Но без их повседневной работы прогнозы синоптиков потеряли бы точность. Худо пришлось бы авиаторам, морякам, специалистам в области сельского хозяйства и многим другим.

Ирина Грищенко, начальник Гидрометцентра Архангельского ЦГМС-Р , с сожалением отмечает, что сегодня сеть арктических метеорологических станций по сравнению с эпохой расцвета Северного Морского Пути, а это 30-40-е годы, сократилась приблизительно в два раза. Сегодня по России поддерживается минимально необходимая плотность метеостанций, которая, согласно рекомендаций ВМО, составляет – одна на 10 тысяч квадратных километров. В то время как в развитых странах одна станция закрывает 1300-1400 квадратных километров. Мы знаем, что мало информации не бывает. Чем меньше станций – тем ниже точность прогнозов.

Сейчас на территории Северного УГМС функционирует 122 метеостанции, из которых 21 находится на территории Ненецкого Автономного Округа. Все они относятся к разряду труднодоступных, а это значит, что станция работает в особых условиях. Да и содержание таких станций является не дешевым удовольствием- каждая из них обходится более 1 млн. рублей в год.

Радует то, что благодаря усилиям руководства Северного УГМС достигнута стабильность в работе полярной сети и намечается даже прогресс.

Но, может быть, метеорологов-людей способны заменить автоматические станции или спутниковые наблюдения? Ирина Васильевна полагает, что это если и произойдет, то очень не скоро. Автоматика - хорошее дополнение к наземным метеорологическим наблюдениям, в особенности на океанических просторах и белом безмолвии Арктики.

Уже сейчас установлены и проходят опытную эксплуатацию четыре автоматические станции - на о.Хейса, м.Желания, о.Визе и о.Мудьюг. Но они, во-первых, дороги – каждая стоит порядка двадцати тысяч долларов. Кроме того возникает проблема сохранности этих станций, а здесь враг - и белый медведь, и человек. Но самое главное – аппарат пока не может выполнить весь комплекс наблюдений, которое выполняет человек.

Сейчас отечественная метеорология постепенно оправляется от экономического кризиса начала девяностых. Закупается новое, современное оборудование (хотя по-прежнему основная часть приборов и оборудования имеют возраст от двух до трех десятков лет). Переоснащать станции непросто по двум причинам. Во-первых, после распада Советского Союза часть предприятий, данное оборудование производившее, оказались за границей – в странах СНГ. А на импорт цена совсем другая. Те же заводы, которые остались в отечестве, не хотят связываться с подобными приборами – ведь в серию их не запустишь, слишком мало потребителей. И все-таки оборудование для измерений постепенно поступает.

Но появилась другая проблема: кадры. Пока еще труднодоступные станции , говорит Ирина Васильевна, укомплектованы персоналом процентов на 80. Надо сказать, что зимуют на них обычно семьи – это идеальный вариант группы зимовщиков - так проще выдержать одиночество полярной ночи. Есть среди метеорологов на этих станциях люди в возрасте 30-40 лет, однако средний возраст приближается скорее к 50. А это значит, что уже через несколько лет старое поколение работников уйдет на пенсию, а заменить его окажется некем. Работа тяжелая, а порой и опасная. Это в рекламных роликах белые медведи смешные и милые.

На самом деле, как говорит И.В. Грищенко, с недавних пор эти полярные хищники стали себя чувствовать настоящими хозяевами арктических просторов, что стали представлять реальную угрозу человеку. В 2002 году при возобновлении работы метеостанции им. Кренкеля произошла такая встреча зимовщика с медведем, которая заставила изрядно поволноваться и полярников, и экспедицию НЭС “Михаил Сомов”.

Но и без всяких медведей жить месяцами в отдалении от людей, каждый день выходить, несмотря на снег, мороз или ветер, чтобы снять показания с приборов – на это способен далеко не каждый. Как объясняла мне бывшая сотрудница заполярной станции Белый Нос свой приезд в край “белого безмолвия”, “Джека Лондона мне надо было меньше читать”. Однако же в наше время делать ставку лишь на романтиков попросту неразумно. Людей необходимо материально заинтересовать. Росгидромет – федеральная структура, и хорошо, что несмотря на все пертурбации, она таковой и осталась.

Но северным регионам стоило бы систематически помогать метеорологам. По сложившейся сейчас практике, всяческая помощь оказывается им на местном уровне в течение одного сезона – когда близится паводок, и необходимо уточнять его масштабы. Наверное, стоило бы сделать это взаимодействие постоянным.

Читайте также: НОВОСТИ АРХАНГЕЛЬСКА

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить