Как не стать рогоносцем

В московском театре «Школа современной пьесы» прошла премьера спектакля на мотив мольеровской пьесы «Брак поневоле». В главной роли – Мольера и Сганареля - Альберт Филозов.

В молодые годы редко кто серьезно колеблется и сомневается насчет женитьбы: жениться так жениться. Но это - в молодые. Холостяку же Сганарелю намного сложнее. Расстаться со своим передержанным холостячеством ему ой как трудно – сказывается почтенный возраст. Именно о таком незадачливом холостяке «Холостой Мольер» (спектакль так и называется) рассказывают свою новую пьесу собственной труппе.

В своей ранней пьесе «Брак поневоле» Мольер поставил пожилого Сганареля в трудную ситуацию. Стареющий человек (потомственный парижский холостяк) присматривается к молодой и, мало того сказать, ветреной особе с целью женитьбы. Он с достатком, она - из небогатой семьи. Несчастному Сганарелю можно посочувствовать – он сильно колеблется и боится своего брачного «счастья». Особенно его страхи усиливаются после ее деклараций о свободной и не к чему не обязывающей жизни в браке. Молодая и весьма сексуально поданная Юлией Пересильд Доримена, собственно, и не любит своего пожилого воздыхателя, хотя об этом виду не подает. Предложение о желании жениться сделано, родители будущей невесты приветствуют – еще бы ведь, кандидат-то дюже богатенький. В общем, влип наш Сганарель.

То, что он , кажется , влип в историю по собственной неопытности (холостяк все-таки) Сганарель-Филозов догадывается сам. Единственное, чего он не может сходу понять – чего от него хочет эта Доримена (он - стар, она – молодая красавица). Собственно, почти весь полуторачасовой спектакль и посвящен его смятению: жениться или не жениться? И не неспроста – Сганарель чувствует, что женитьба на этой легкомысленной и назойливой особе сделает его в одночасье рогоносцем. И, должно сказать, что его сомнения имеют убедительные основания – и тут и там – всюду вокруг прекрасной, но хитрой Доримены крутиться все время какой-то тип (Павел Акимкин).

Вообще режиссеры спектакля, конечно, поступили мудро, что повесили его репутацию на звездного актера. Но все не так просто на деле. Присутствие на сцене в компании словно недавних (будем надеется, что не вечных) выпускников театральных институтов  именитого Филозова оставляет впечатление некоторой гуманитарно - коммерческой миссии исполнителя главной роли – молодые то постановку не продадут. Игра же в целом оставляет впечатление хорошо сбитого институтского (театрального – Д.А. ) спектакля – но сбитого очень хорошо. Эдакий присущий театру «Школа современной пьесы» моложавый водевиль (традиция драматических опереток сохранена!) с его песнями, танцами, легкими и пошлыми шутками, беготней, кривляньями, кокетством и обилием тканей да припудренных париков.

Как раз в такой атмосфере-компании Филозов-Сганарель и ищет ответ на вопрос «хотят ли его оставить в дураках и рогоносцах». Сегодня любой богатый, но мнительный (хотя и не глупый) и не уверенный в разумности своих действий человек в возрасте отправится, конечно, по разным консультациям. Сделать это нашего героя заставляет символический сон, приведший мольеровского героя в небольшой испуг. Сганарелю приснилось вдруг, как он стоит за штурвалом корабля со скованными цепью руками, в то время как матросы его корабля вовсю флиртуют с его избранницей, к чему последняя относится весьма с удовольствием.

«К чему бы это? Что все это значит?» – обращается к двум чудаковатым философам (на современном языке - психоаналитикам) разгадать свой сон наш сомневающийся герой. Разумеется, не найдя внятного ответа, холостяк спешит к цыганкам. Весьма забавные изящные и галантные костюмы а-ля 17-18 века (как и сценография Анастасии Пильниковой) художника Ирины Белоусовой придают дополнительный, но площадной комизм происходящему. На шляпке одной (цыганок играют мужчины) болтаются тыквы, весьма напоминающие женские груди, на головном уборе другой - фаллосоподобная рыба.

Кстати, на протяжении всей пьесы весь этот театральный фрейдизм дает знать о себе довольно навязчиво – чего стоит похожий на мужской половой орган-микрофон, через который актеры пытаются донести песнями метафорический смысл действия.

Очевидно сразу, что дельного ответа на свой животрепещущий вопрос Сганарелю от них не получить: если кто-то пробовал, то обычно цыганки оплатившему их гадательные услуги говорят все хорошее и ничего конкретного: «женишься», «будешь счастлив» и т.д.

Последний шанс - герой попадает к многоопытному чернокнижнику. Последний хоть и изрядный прохиндей, но, быстро смекнув в чем проблема, (что уж тут сложного!) разыгрывает «видение», в котором герой все видит: да ведь его разводят на деньги и хотят чтоб он скорее покинул этот свет! – догадывается престарелый недотепа, упустивший в молодости все шансы на хоть сколько-то искреннюю любовь.

Но если ты простак в одном, то и еще где-нибудь себя так проявишь. Попытка предотвратить собственную женитьбу герою не удается - его запугивают дуэлями, избиениями палкой, и ему ничего не остается, как элементарно сдаться. Жертва в капкане, он пленен.

Как был пленен почти полный зал на премьере 26 октября. И в этот театр, и на подобные пьесы люди ходят отдохнуть (никогда не понимал, почему скучные и пустые книги читают, чтобы отдохнуть – Д.А .). Режиссерами пьеса сделана для массового зрителя – она ничем не отличается по духу и качеству от сериалов по ТВ. Бездумных, про любовные треугольники, легкомысленных, про жизнь и ни о чем. Как этот «фарс-мажор» по Мольеру.

Автор Ирина Гусакова
Ирина Гусакова — обозреватель Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Темы школа
Обсудить