Грузия хочет мира только на словах

Главы МИД России и Грузии договорились о встрече, а президент Грузии Михаил Саакашвили высказал желание принять участие во встрече глав государств СНГ. Между тем об улучшении двусторонних отношений пока говорить рано: в Абхазии произошла очередная громкая провокация, что свидетельствует о нежелании грузинской стороны выполнять резолюцию Совета Безопасности ООН.

В ходе телефонного разговора глав внешнеполитических ведомств России и Грузии между Сергеем Лавровым и Гелой Бежуашвили была достигнута договоренность о проведении встречи в Москве. Министр иностранных дел Грузии планирует встретиться с другими представителями российского руководства во время своего визита в Москву.

Встреча запланирована на 1-2 ноября в рамках участия главы МИД Грузии в заседании Совета министров иностранных дел Организации Черноморского экономического сотрудничества. "Во время телефонного разговора с министром иностранных дел РФ Лавровым ничего не говорилось о возможной встрече президентов России и Грузии, но я надеюсь, что проблемы в грузино-российских отношениях вскоре будут урегулированы", - прокомментировал телефонный разговор Бежуашвили.

То, что между двумя странами существует масса нерешенных проблем разного уровня не скрывают обе стороны. Хотя в последнее время руководство Грузии начало делать реверансы вежливости по отношению к России. Президент Грузии Михаил Саакашвили уже неоднократно заявлял о желании встретиться со своим российским коллегой Владимиром Путиным в любое время и где угодно.

Россия пока не спешит принять изъявления доброй воли грузинской стороны за чистую монету и снять жесткие транспортные, экономические и миграционные санкций в отношении Грузии. Активные попытки грузинской стороны апеллировать к европейским и американским властям по разрешению российско - грузинских противоречий не возымели желаемого эффекта.

Вопреки ожиданиям грузинского правительства европейские и американские политики ограничиваются призывами к конфликтующим сторонам по урегулированию кризиса за столом переговоров. На недавнем заседании парламентской ассамблеи стран ГУАМ (Украина, Азербайджан и Молдавия) парламентарии предпочли за благо отмолчаться по вопросу российко-грузинских отношений. Страны СНГ также сохраняют нейтралитет.

Грузинские власти крайне поражены таким спокойствием со стороны международного сообщества и стран ближнего зарубежья в отношении Российских санкций к Грузии. PR - акция с задержанием российских офицеров в Тбилиси, направленная на раздувание антироссийской истерии в странах евро-атлантического коридора, не имела эффекта, как хотелось бы грузинскому истеблишменту.

Мировое сообщество не захотело подниматься на грузинские баррикады, и это вполне объяснимо. У него (у сообщества) на данный момент имеются такие внешнеполитические проблемы, которые проблематично решить без участия России. Вспомним, какой резонанс получили испытания северокорейского ядерного оружия! Да, не вовремя для грузинской стороны Северная Корея опробовала свой ядерный полигон.

Конечно, Россия не стала организовывать тотальную блокаду Грузии, хотя некоторые горячие головы в российских политических кругах призывали к жесткому экономическому давлению на агрессивно настроенного соседа. Межбанковские операции двух стран не прекратились. Грузинские граждане продолжают въезжать на территорию России окольными путями через третьи страны. Например, грузинские самбисты приняли участие в спортивных соревнованиях, которые проходили в России.

Российские власти неоднократно комментировали проблему грузино-российского конфликта на международных встречах разного уровня. Президент России Владимир Путин также неоднократно затрагивал болезненную тему предельно обострившихся отношений.

"К нашему великому сожалению и крайнему беспокойству, ситуация в Грузии развивается в направлении возможного кровопролития. Грузинское руководство стремится к восстановлению территориальной целостности военным путем, о чем практически открыто заявляет", - сказал российский лидер на пресс- конференции после неформального саммита ЕС в финском Лахти.

Тогда Владимир Путин подчеркнул, что "проблема не в отношениях между Грузией и Россией - проблема в отношениях между Грузией и Южной Осетией , Грузией и Абхазией ". "Полагаю, что инициатива ухудшения отношений исходит не от российской стороны. Это делается для создания благоприятного информационно-политического фона, чтобы разрешить конфликт путем кровопролития".

Во время "Прямой линии" Владимира Путина с российскими гражданами также прозвучали вопросы о грузино-российских отношениях. Владимир Путин объяснил, что у России нет территориальных притязаний по отношению Грузии. "Россия не стремится к увеличению своей территории за счет кого бы то ни было. Даже после распада Советского Союза Россия территориально остается самой большой страной в мире. Нам своей территории достаточно".

Президент России видит первопричину российско-грузинского кризиса в намерении грузинских властей решить проблему непризнанных республик силовым путем. "Действительно, люди в Абхазии, в Южной Осетии очень обеспокоены милитаризацией Грузии. И мы в России обеспокоены этим.

Ухудшение российско-грузинских отношений связано именно с попыткой или с подготовкой возможного решения южноосетинской и абхазской проблемы силовым путем. Наша цель предотвратить кровопролитное разрешение конфликтов Грузии с Абхазией и Южной Осетией".

Даже в условиях принятия Совбезом ООН резолюции по выводу грузинских вооруженных подразделений из зоны Кодорского ущелья, ситуация осложняется несоблюдением грузинской стороной этого меморандума и продолжением провокаций на линии грузино-абхазского противостояния в этом районе.

В связи с обстрелом в Кодорском ущелье министра внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили и его охраны, которое обошлось без жертв, руководитель администрации грузинского МВД Шота Хизанишвили, заявил, что: "Открытие огня, любая провокация, которая там (в Кодорском ущелье) произойдет, не будут лить воду на мельницу мира. Мы вернем Абхазию, и призываем всех воздержаться от любой провокации и открытия огня".

Заместитель министра обороны Абхазии Анатолий Зайцев назвал известие об обстреле грузинского министра "очередной провокацией со стороны силовых структур Грузии". Впоследствии заявление об обстреле кортежа Мерабишвили опровергли президент Абхазии Сергей Багапш и представители МИД России.

Таким образом, эскалация грузино-российской и грузино-абхазской проблемы продолжает нарастать с совершенно неясными и тревожными перспективами дальнейшего решения конфликта.

Виктор Григорьев
Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *