В Архангельске готовятся к первым Ермаковским чтениям

26 октября 2006 года в лекционном зале Архангельского областного краеведческого музея пройдут первые Ермаковские чтения. Информации о пребывании Ермака на Севере становится все больше. Больше всего связаны с именем легендарного атамана нынешние Виноградовский, Красноборский и Котласский районы Поморья.

В Котласском районе находится знаменитый Сольвычегодск – вотчина Строгановых, которые наняли Ермака на службу, а потом оснащали для похода в Сибирь. А под Красноборском находится Солониха – солеварница, некогда также принадлежавшая Строгановым. По преданиям за ней стоял Ермак пока договаривался с именитыми купцами о наеме. Именно с этим связаны связаны названия в месте под названием Шеломя Ермаков бор, Ермаков склон, Ермакова гора, Ермаков бор, деревня Ермачиха, Ермаково болото, Ермаков колодец и Ермакова лестница. Это подтвердила и организованная в сентябре прошлого года наша экспедиция. В этом году планируется вторая экспедиция по предполагаемым местам пребывания Ермака и по поиску оставленного им клада.

Со времени первой экспедиции местные жители прислали еще целый ряд историй и легенд связанных с атаманом слышанных от своих предков и старожилов. Особенно много историй связанно с Верхнеуфтюжской частью Красноборского района. Рассказывают и про клад спрятанный за рекой Верхняя Уфтюга, что по этой реке казачья ватага перетаскивала свои струги. И там на месте волока он избавился от части вещей отягощавших путь. По этому, по преданиям, в этой реке есть Золотой затон, где и упокоились предполагаемые сокровища.

В Виноградовском районе находится предполагаемая родина Ермака – село Борок, состоящее из ряда деревень. Одно из которых, Городок, по “Поморской энциклопедии” и является местом рождения предводителя завоевательных походов в Сибирь 1581-85 годов. Город (крепость) и волость Борок известны по документам 14в.(Новгородские летописи, местные летописцы). Ранее существовало три основных версии происхождения легендарного атамана. Первая – он донской казак и родился на Дону. Вторая – он уроженец Пермских земель. Третья – что он уроженец Северного Подвинья. То что он был донской казак сомнений не вызывает, но для этого совсем не обязательно в то время рождаться на Донской земле.

Наиболее сильных, умных, смелых и предприимчивых могли принять не только в казаки, но даже и в атаманы. И не стоит обижаться на это казакам (а я сам из казаков), что Ермак родился в Поморских краях. Наоборот, это только добавляет уважения казачеству, что туда брали лучших. Что же говорит о том, что родиной Ермака является село Борок?

Сама эта тема появилась после того, как член-корреспондент Российской Академии наук Е.К.Ромодановская опубликовала свидетельство сольвычегодского книжника начала 17 века, записи которого вошли в “Летописец старых лет, что содеялось в Московском государстве и во всей Российской земле” (это редакция давно известного свода 1652 года). Записи повествовали о завоевании “земли” Кучума и его племянника Маметкула “ермаковыми казаками”, предводитель которых был “родом з Двины, з Борку”, то есть Борецкой волости на Северной Двине.

То есть предание о том, что Ермак родом из наших мест существовало еще со времен Смуты начала 17 века. Как пишет архангелогородец Владимир Фенев в журнале “Мир Севера” за 2000 номер 3 : “Опознание” родины атамана имеет большое значение для объяснения фантастических, казалось бы, обстоятельств похода в Сибирь. Недаром историки Р.Скрынников и Д.Копылов, касаясь формирования, становления личности Ермака, муссируют северную версию. Поморье – “подстоличная Сибирь”, Двина – предтеча великих сибирских рек взрастили Ермака.

Это донцам позволительно поражаться Сибирью, но не выходцам “з Двины”. Ермак, “охочие люди” с Подвинья, а с ними и весь отряд не чувствовали себя в Сибири инопланетянами. В этом одна из составляющих успехов отряда. Да и Строгановым, чьи предки – крестьяне Поморья, чутье подсказало делать ставку на двинянина”.

Историк Р.Скрынников именует Ермака Ермолаем Тимофеевым. Другой историк Д.Копылов пишет: “Историки дали Ермаку 7 имен: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей, Еремей”. А в 19 веке на борке находилась деревня Ермолинская. И возникает вопрос, а не Ермолин ли Ермак?

Владимир Николаевич Фенев высказывает предположение, что во времена Ивана Грозного борчанин Ермак, став рекрутом, прошел трактом Холмогоры – Москва, которым впоследствии достигал Архангельска Петр Первый, по которому ушел в Москву с рыбным обозом Михайло Ломоносов.

Как по окончании Ливонской войны отличившийся в бояхЕрмак вступил в казаки остается только гадать. Но ничего удивительного нет Вспомните хотя бы про Атласова, Дежнева, Хабарова, которые также являются гордостью казачества, а родились у нас. Большинство из них являются уроженцами Сольвычегодска. Опять же из вотчины Строгановых. Поэтому неудивительно, что перед походом в Сибирь Ермак решил пополнить свой казачий отряд “охочими людьми” из Подвинья. Посещал ли свою историческую родину Ермак, пока готовился к походу в Сибирь, остается тайной.

Остается добавить, что тема Родины Ермака в наших северных краях приобретает все большую актуальность. Не зря ей начинают интересоваться московские академические журналы, столичные историки готовы принять участие в наших будущих экспедициях связанных Ермаковыми местами. А самое главное, что это дает лишний шанс для подъема районной глубинки, для развития туризма. И вообще северянам, как потомкам Ермака, Баранова, Атласова, Хабарова, Дежнева, есть чем гордиться. Есть к чему стремится.

Если наши предки освоили столь гигантские пространства, победили врагов, расширили границы государства, то и нам есть с кого брать пример, решать проблемы и поднимать северный регион, дабы жить достойно памяти великих предков. Не попрошайками, а гордыми потомками завоевателей Сибири, освоителей мировых пространств.

Читайте также: НОВОСТИ АРХАНГЕЛЬСКА

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить