Черный октябрь Зюганова

Вот и прошла тринадцатая годовщина трагических событий октября 1993 года . В Москве и многих других городах страны состоялись митинги и шествия, посвященные этой черной дате в истории России. Многое видела и пережила наша страна за всю свою бурную и богатую на события историю. Всякое бывало - и взлеты национального величия, и периоды упадка. Было время великих триумфов, но были и годы позора и смуты.

Но вот такого - расстрела из танковых орудий законно избранного парламента не было никогда за всю историю российского парламентаризма. Было, что Николай II распускал еще ту, дореволюционную Думу своим императорским указом -  на что, кстати, имел вполне законное право. Большевики , как известно, не слишком церемонились с парламентскими традициями и положили конец заседанию Учредительного Собрания короткой исторической фразой «караул устал». Но даже они обошлись без стрельбы и крови…

Наверное, должно пройти еще немало лет, пока утихнут страсти и можно будет объективно, без ненависти и презрения оценить исторический смысл происшедшего в те октябрьские дни. Но вот дать свою оценку попыткам некоторых политических сил сделать сегодня свой пиар на крови погибших – просто необходимо прямо здесь и сейчас.

Как-то само собой получилось, что вот уже многие годы руководящую и направляющую роль в мероприятиях, приуроченных к очередным годовщинам «черного октября» взяла на себя КПРФ и может сложиться впечатление, что именно компартия в те уже далекие годы своей грудью защищала Белый Дом и Конституцию .

См. также по теме: 10 лет КПРФ. Праздник со слезами на глазах…

Однако историческая правда совсем не столь благоприятна для товарища Зюганова и его сподвижников. В самом начале бурных событий сентября-октября 1993 года КПРФ была еще совсем молодой партией (девять месяцев от роду), с не оформившейся структурой и небольшой численностью. Однако ее вожди прекрасно понимали, что в условиях массовой ностальгии по советскому строю потенциал политического новорожденного огромен. Тем более что КПРФ объявила себя правопреемницей КПСС и все ностальгирующие члены канувшей в лету партии потянулись косяками в двери новых райкомов.

Когда началось противостояние Ельцина и Верховного Совета, руководители молодой партии проявили завидную смекалку и осторожность, ведь еще свежи в памяти были воспоминания о ГКЧП , после которого деятельность всех коммунистических организаций была запрещена полтора года. С одной стороны, Зюганов наладил близкие отношения с Руцким , Хасбулатовым и другими предводителями Верховного Совета. Обосновался в Краснопресненском райкоме партии и оттуда направлял массовки сторонников к Белому Дому, организовывал митинги и пикеты в разных частях Москвы, координировал взаимодействие с другими партиями и движениями. Возможно тогда, на волне революционной эйфории ему казалась близка победа парламента, а, соответственно, и его, Зюганова вхождение в коридоры власти. С другой стороны этот прирожденный партаппаратчик брежневского замеса осмотрительно оставил себе пути к отступлению.

Так, КПРФ официально осудила указ президента Ельцина о роспуске парламента, но, в своей агитации проявила осторожность, не призывая прямо к насильственным действиям в отличие, скажем, от Анпилова и не формируя свои «боевые дружины» на баррикадах. Активного участия в событиях 21 сентября - 4 октября КПРФ уже не принимала, постепенно дистанцируясь от Верховного Совета по мере нарастания конфликта. А в ночь с 3 на 4 октября, когда подножие Останкинской телебашни обильно оросилось первой кровью и танки уже шли к Белому Дому, Зюганов выступил по ВГТРК с обращением , в котором категорически отмежевался от Верховного Совета и заявил о неучастии КПРФ в происходящем, что защитниками «Дома Советов» было воспринято как предательство и личная трусость лидера КПРФ.

Именно поэтомупервые годыпосле тех трагических событий Геннадий Андреевич не лез на трибуну в очередную годовщину «черного октября», прекрасно понимая, что это не его день. Перспектива получить костылем по голове от какого-нибудь настоящего защитника Верховного Совета, не страдающего историческим беспамятством и склерозом  его не слишком прельщала. Но потом, с течением лет его сытое лицо стало мелькать на трибунах все ближе и ближе  к микрофону, напоминать о былом  предательстве ему стали все реже, а потом и вовсе перестали.

А в последние годы КПРФ вообще выступает как главный организатор таких митингов, шествий и возложений венков. Можно признать, что операция по умелому присвоению лавров «главных защитников Конституции в 1993 году» руководством КПРФ осуществлена вполне успешно и этот тезис закрепился в массовом сознании.  Пожалуй, если так дело пойдет и дальше, то еще через десяток лет дети будут рисовать «дедушку Зюганова», возвышающегося над баррикадой с красным флагом в одной руке и автоматом - в другой…

См. также по теме: 10 эпизодов предательства

Но, пожалуй, самая главная услуга, оказанная Зюгановым режиму Ельцина - это поддержка референдума по приему новой конституции и выборов в Госдуму . В декабре 1993 года, как все помнят, одновременно прошло и голосование по выборам депутатов и референдум по приему новой конституции, по которой эти депутаты и должны были выбираться. То есть полный юридический нонсенс – проведение выборов по конституции, которая еще не принята!

В этой ситуации власть повисла в воздухе, страна управлялась по президентским указам, которые с юридической точки зрения никакой законной силы не имели, а Ельцин с каждым днем все больше и больше приобретал в мире репутацию диктатора, расстрелявшего собственный парламент. В этой ситуации, если бы КПРФ присоединилась к бойкоту выборов и референдума, то они оказались бы сорванными напрочь и у «семьи» осталась бы только одна дорога - к ближайшему аэродрому. Но Зюганов этого не сделал.

Наоборот - компартия приняла самое активное участие в выборах, серьезно повысив явку избирателей и подстраховав власть от провала. Фактически КПРФ придала своим участием легитимность и выборам, и референдуму,  и, соответственно - самой этой власти. Или Геннадий Андреевич запамятовал, что уже 26 октября 1993 года, когда еще кровь на асфальте перед Домом Советов не везде оттерли, I Конференция КПРФ выдвинула общефедеральный предвыборный список своих кандидатов в депутаты Государственной Думы? Как-то плохо вяжется обличительный пыл зюгановских речей с его же реальными делами, направленными на всемерное укрепление ельцинской власти.

И самый последний штрих к портрету лидера российских коммунистов - это президентская кампания 1996 года . Излишне напоминать, что изначально у Ельцина рейтинг был не больше чем, скажем, сейчас у Касьянова - строго в пределах статистической погрешности.

У абсолютного большинства наших сограждан действующий президент вызывал сугубо негативные эмоции. Казалось, дорога к аэропорту просто неизбежна и пора членам «семьи» паковать чемоданы. И тут Зюганов оказал, пожалуй свою самую важную услугу Ельцину - сыграл с ним партию в поддавки, ибо только в противостоянии с жупелом «красного реванша» Борис Николаевич получал реальный шанс на победу. И игра под памятным лозунгом «Голосуй или проиграешь!» состоялась, принеся Ельцину второй срок,  а Зюганову и КПРФ - почетный статус «системной оппозиции».

Все вышеизложенное позволяет мне говорить о солидарной ответственности тандема Ельцина и Зюганова за все происшедшее в России в 1993-1999 годах и еще можно поспорить, чей вклад был значимее. Так что наверное не стоило бы Геннадию Андреевичу ворошить прошлое, осенять себя чужими лаврами и делать себе пиар на чужой крови - еще очень многие хорошо помнят как все было на самом деле…

Николай Невский
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Обсудить