"Другая Россия": страсти по люстрации

Опубликованные 26 сентября на сайте Yoki.Ru тезисы к "Программе национального спасения", над которыми сейчас работают участники конференции "Другая Россия", спровоцировали дискуссию относительно того, какими способами "другороссы" намерены избавлять нашу страну от "авторитаризма". Наибольший интерес вызвал пункт о необходимости люстрации чиновников, которые ныне состоят в "Единой России". Впрочем, чистки могут коснуться и бывших членов КПСС, и работников спецслужб.

Напомним, что член президиума РНДС, член Бюро ОГФ Иван Стариков, к которому Yoki.Ru обратились за комментарием, идею люстрации поддержал: "Я абсолютно поддерживаю предложенный раздел о люстрации. Однако не стал устанавливать срок на десять лет. В нынешних условиях это неразумно. Я бы установил два года. Дальше должна наступить своего рода политическая амнистия – в том случае, если человек написал добровольное заявление о выходе из "Единой России". Этот срок должен быть установлен законодательно. Я бы назвал его законом "О политической гигиене". Я – именно за такую политическую гигиену".

Радикально? Радикально, вне всякого сомнения. Но уж коль скоро Касьянов, Каспаров, Рыжков и т.д. (и тот же Иван Стариков) не стесняются сидеть за одним столом с Лимоновым и Анпиловым, то чего уж тогда стесняться радикализма?

Но на следующий день после публикации тезисов на сайте Каспаров.Ru появилось странное заявление все того же Ивана Старикова, в котором он по сути опроверг свои же собственные слова, сказанные несколькими часами ранее: "Это инсинуации пуло-кремлевских политтехнологов и подконтрольных им средств массовой информации и web-сайтов, с целью внести раскол и дезорганизацию в круг политических сил общественных организаций и лидеров, входящих в "Другую Россию".

А в "Ежедневном журнале" по этому поводу появилась статья, в которой говорится: "Действительно "Другая Россия" занята в данный момент подготовкой некоего документа, который, возможно, будет называться "Программа национального согласия". Пока существуют только черновые наброски. Часть из них уже и раньше просачивалась в печать. В ближайшее время будет сформирована редакционная комиссия, которую возглавит президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. Но даже и в черновиках нет ни единого абзаца, хотя бы отдаленно совпадающего с теми, что сегодня приводят кремлевские сайты".

В ответ на сайте Yoki.Ru был обнародован аудиофайл с интервью Ивана Старикова, по прослушивании которого можно убедиться, что о люстрации было сказано именно то, из-за чего и всполошились на "некремлевских сайтах". У журналистов Yoki.Ru даже возникли сомнения в том, что заявление Старикова на сайте Каспаров.Ru действительно принадлежит ему, а не является плодом еще чьего-то творчества...

В свою очередь, политолог Дмитрий Орешкин, к которому за комментарием обратилась газета "Труд", полагает, что "все вменяемые политические деятели, Касьянов – в первую очередь, прекрасно понимают, что провести люстрацию технически невозможно".

"Ведь в партийной номенклатуре правящих партий всегда состоит элита, и если их всех лишить права занимать руководящие должности, то это будет означатьрезкую деградацию административных ресурсов страны. Подобные идеи не раз звучали. Главным образом, в отношении членов КПСС. Они были отвергнуты, но остались на периферии политического сознания", - отметил Орешкин.

А Григорий Томчин, долгое время руководивший петербуржским отделением СПС, заявил, что "если в "Другой России" действительно стали обсуждать проект введения люстрации для членов "Единой России", как это утверждает наш бывший партиец, а ныне соратник Касьянова Иван Стариков, то это просто смешно". "Тем более, что здесь просматривается явный плагиат у Григория Явлинского – именно он в последней главе своей докторской диссертации предложил ввести люстрацию для тех, кто проводил экономические реформы в начале 90х годов", - цитирует слова Томчина сайт "Электорат.Инфо".

Интернет-издание "Дни.Ру" отмечает, что "чистка" госаппарата от коммунистических чиновников в Восточной Европе после развала СССР проходила в абсолютно других исторических условиях. Причем наряду с позитивным эффектом был отрицательный, в итоге избиратели восточноевропейских стран оттолкнули "революционные" правительства. Да и сравнение современных российских партий с КПСС – как минимум, слишком смелое. Кроме того, антикоммунистическая риторика "другороссов" выглядит диковато на фоне их заигрываний с КПРФ". Издание приводит мнение секретаря ЦК КПРФ Олаг Куликова, который заявил, что "это недемократичная мера, это очень опасно для общества - заявлять о себе как о демократической организации, прибегая к таким процедурам".

Другое издание - Newsinfo - оценивает идею люстрации мрачнее и проводит параллели с эпохой маккартизма и даже временами нацисткой Германии: "В 50-ые годы по инициативе сенатора Джозефа Маккартини  в США была развернута настоящая "охота на ведьм" - был создан специальный комитет по расследованию антиамериканской деятельности внутри страны. В разгар "холодной войны" Маккарти обвинил в сочувствии коммунистам, а значит и Советскому Союзу более 200 деятелей искусства, политиков и чиновников. В результате - сотни людей были публично унижены и лишены работы.

Впрочем, некоторые уже опубликованные тезисы программы "Национального согласия" "Другой России"  напоминают и другой не менее пафосный документ, а именно политическую программу Национал-социалистической партии Германии, предусматривающую постановку вне закона и коммунистов, и социал-демократов, и масонов. К чему это привело, наверное, напоминать не нужно. А ведь все начиналось именно с люстрации госслужащих…"

Впрочем, издание отмечает, что наблюдатели не слишком серьезно оценивают изыскания "Другой России". По словам политолога Сергея Маркова, "это чистый самопиар, призванный привлечь внимание к себе как к оппозиционной политической силе".

Сайт "Утро.Ру" в свою очередь полагает, что "призыв законодательно ограничить доступ в нее для части граждан – это призыв революционизировать процесс смены элит. В этом смысле радикализм, присутствующий в программных набросках "Другой России", - это пока что претензия на сильный лозунг, попытка сказать нечто большее, что обычно звучит от имени любой оппозиционной силы".

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить