Ударим Платоновым по похабщине!

«Выйдешь в поле, птички поют, луна держится. А в милиции у нас сапогами пахнет. И все приводы и приводы - пьяных. А пьяные все знакомые, и регистрируешь на память: лучше б они не приходили». Что это? Фрагмент современного репортажа из провинциальной жизни? Нет, это слова одного из героев пьесы «Дураки на периферии», написанной Платоновым в 1928 году.

Ни одна из пьес Платонова до сих пор нигде не ставилась. А разбросанные по разным годам и журналам их публикации ни разу не сводились вместе. Для нынешнего издания, предисловие к которому написал Андрей Битов, тексты были выверены, а ряд пьес опубликован впервые. Читателю предлагаются пьесы «Дураки на периферии», «Шарманка», «Высокое напряжение», «14 красных избушек», «Голос отца», «Без вести пропавший», «Волшебное существо», «Ученик лицея», «Ноев ковчег».

«Из пьес Платонова я читал только «Ученика лицея» и пришел от него в восторг. Совершенно нестандартная трактовка пушкинской темы, просто фантастическая, - сказал «Правде.Ру» популярный литератор и телеведущий Лев Новоженов . - Я искренне завидую тем людям, кто пока вообще не читал Платонова, потому что им предстоит сделать одно из самых чудесных открытий в своей жизни. Думаю, что не стоит делать из Платонова с его неординарной творческой судьбой жертву советской власти. Без советской власти не было бы Платонова, да и Булгакова тоже. Сейчас стали забывать мудрые слова о том, что великого художника рождает трагедия. Может поэтому наше благополучное время и не рождает новых настоящих творцов? С огромным интересом прочитаю все пьесы Платонова и надеюсь, что режиссеры обратятся к ним, особенно на фоне той убогости, что демонстрирует современная драматургия».

Знаменитый писатель-интеллектуал, член Общественной палаты Дмитрий Липскеров сомневается, что в нынешнем российском театре есть мастера, которые могут адекватно передать всю мощь и предельную оригинальность платоновских пьес. Вот какое мнение он нам высказал: «Уровень культуры, образованности многих современных режиссеров просто шокирует. Зрителям предлагаются какие-то жалкие парафразы чеховских пьес, а злоупотребление ненормативной лексикой переходит всякие границы приличия. Как могут эти люди понять Платонова, всю глубину и уникальную неоднозначность его неповторимого языка?»

Впрочем, хорошие режиссеры, работающие не на эпатаже, а на смысле и эмоциональной открытости, в театре еще остались. К примеру, народная артистка России, руководитель театра «Модернъ» Светлана Врагова по телефону «Правде.Ру" заявила следующее: «Я сейчас отдыхаю в Черногории и даже на пляже размышляю, чем мы будем, как говорил Станиславский, удивлять нашего зрителя в будущих сезонах. Выход собрания пьес Платонова - это сенсация, потому что речь идет о наследии гения русской словесности. По своему духу наш театр очень близок творчеству Платонова. Мы всегда старались делать такие спектакли , чтобы в них были и радость, и горе, и тревога, и надежды простых зрителей. Наши гастроли по всей России, по зарубежным странам показали, что подлинный катарсис вызывают не гламурно-попсовые постановки, а вещи, где затрагиваются вечные вопросы бытия человека, его греховности и возможности искупления греха. Так что Платонов - наш автор. Когда вернусь в Москву, сразу же куплю книгу «Ноев ковчег» и постараюсь выбрать для «Модерна» пьесу».

Вполне возможно, что Врагова остановит свой выбор именно на «Ноевом ковчеге», который многие театроведы считают одной из самых радикальных и оригинальных пьес в истории мирового театра. Написана она была в 1950 году в период т.н. борьбы с космополитизмом и замышлялась автором как комедия против «американского империализма, который ведет себя в мире как в трактире». Но в результате появился текст, который предельно шокировал редакцию «Нового мира», куда незадолго до смерти Платонов его послал.

Не будем пересказывать сюжет и композицию, поскольку пьесу надо просто читать. Упомянем лишь, что диапазон действующих лиц простирается от Агасфера, вечного жида до Симоняна, председателя колхоза «Арарат» из Армянской ССР. Кроме того, в «Ноевом ковчеге» действуют Черчилль, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Полигнойс Генри, инженер экспедиции, радист и буровой мастер, Маргарита Осская, разведчица всех государств, Шнапхау, министр, Ивонна, международная проститутка и другие персонажи.

«Всерьез говорить об этой вещи, по-моему, нельзя, как бы ее не рассматривать», - такую оценку дал в 1951 году «Ноеву ковчегу» Константин Симонов . Еще резче в письме к Твардовскому высказался рецензент А.Тарасенков: «Ничего более странного и больного я не читал за всю свою жизнь. Эта пьеса есть продукт полного распада сознания. Диалоги бессвязны, алогичны, дики, поступки героев невероятны. Никакой речи о возможность печатать пьесу не может быть. Представлять интерес она может только с научно-медицинской точки зрения».

С высоты сегодняшнего дня «Ноев ковчег» выглядит в совершенно ином свете. Сенсационное заявление сделал "Правде.Ру" самый известный на Западе российский драматург Михаил Волохов , друг классика театра абсурда, лауреата Нобелевской премии Эжена Ионеско .

«Когда я с Ионеско беседовал о русской литературе, то он всегда выделял Платонова, - сказал Волохов. - Эжен читал его рассказы и повести в переводе и говорил мне, что в плане метафизики мое творчество продолжает платоновскую традицию. Ионеско не раз спрашивал меня, писал ли Платонов пьесы. Я думаю, что от «Ноева ковчега» он бы просто обалдел. Тем более, что Платонов писал свою пьесу почти одновременно с легендарными «Стульями» Ионеско.

Платонов как драматург стоит наравне с создателями театра абсурда Беккетом и Ионеско. И даже сильнее их, потому что он, создав неповторимую по сгущенности потока сознания и ритмике речь, фактически вышел за пределы вербального мышления. Он показал тотальную абсурдность не только реальности, но и слов, при помощи которых эту реальность люди описывают».

Андрей Щербаков
Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *