Интеграция России в Европу раздражает Америку

Договоренности, заключенные Путиным, Шираком и Меркель в Париже, заметно повлияют на мировую энергополитику. Новая европейская ось стала ответом на действия Вашингтона, который стремится подмять под себя весь мир. Вероятно, европейские предпочтения России вдохновят Белый Дом на мощную PR-кампанию против Кремля.

Всем известна страсть американских политиков выстраивать различные оси. Уже стало традицией, что каждый президент США формирует свою – то «ось зла», то ось сотрудничества и дружбы против кого-то.

Однако на этот раз обошлось без Вашингтона. В Европе на минувшей неделе сформировалась ось Париж-Берлин-Москва, которая может пониматься как системообразующая связка международной политики трех ведущих стран – России, Франции и Германии. «Встреча в Компьене – это сильный знак в отношении с Россией», - заявил Жак Ширак.

По всей видимости, соглашения, достигнутые во Франции, будут напрямую влиять на мировую энергополитику. Это, в частности, подтверждает сообщение президента России о том, что Ангела Меркель ставила вопрос о переориентации Штокмановского месторождения на европейские рынки.

«Могу вас проинформировать, что компания «Газпром» рассматривает такую возможность, и такое решение будет принято в самое ближайшее время», - сказал Путин.

Штокмановское месторождение является одним из крупнейшим в мире. Его запасы составляют 3,2 трлн. куб. м. и 31 млн. тонн газового конденсата. Планируется добывать около 70 млрд. куб. м. ежегодно. При таких объемах эксплуатировать «Штокман» можно 50-70 лет. Ранее предполагалось, что поставки сжиженного газа будут осуществляться в США, где «Газпром» планировал охватить десятую часть американского рынка, а  впоследствии довести свою долю до 20 процентов.

Заявление Путина – это не просто результирующая переговоров, а смена стратегии развития. Успех переговоров объясняется не только взаимными экономическими интересами, но и близостью взглядов в политике, прежде всего, отрицание однополярного мира, единая оценка событий на Ближнем Востоке и в отношении Ирана, также понимание того, что особые отношения с Россией обеспечат лидирующее место Франции и Германии в Европе.

Развитие отношений со Старой Европой происходит на фоне роста американских претензий ко всему спектру проблем внутренней и внешней политики Москвы. Идеологию Белого Дома точно описала цитата из журнала «Foreign Policy»: «У некоторых чудовищных режимов сейчас столько денег, что они способны еще долгое время вершить злые дела, а многие достойные демократические страны вынуждены перед ними пресмыкаться, чтобы получить нефть и газ».

Однако Россия не заинтересована только в продаже ресурсов. Россия хочет войти на европейские рынки в тех отраслях, которые для нее актуальны, и получить доступ к новейшим технологиям и участию в европейских предприятиях.

Пример тому – покупка пяти процентов аэрокосмического концерна EADS и просьба о предоставлении России места в совете директоров. Эта корпорация, кстати, на 60 процентов зависит от поставок российского титана, без которого авиапромышленность не может существовать вообще.

Интеграция в экономику Европы на базе конкурентных преимуществ – энергоносителей и финансов – вызывает опасение и противодействие руководителей ряда европейских стран, которые во внешней политике ориентированы на Америку.

Вашингтон, вероятно, в ближайшее время проведет мобилизацию своих подчиненных в Европе. Усилится муссирование темы «энергетического шантажа», развернется PR-акция вокруг концерна EADS, которому будут грозить закрытием доступа на американские рынки и отсутствием заказов от Пентагона.

Будет, вероятно, устроена истерия вокруг приостановки Россией по экологическим соображениям проекта «Сахалин-2», осуществляемого корпорацией Royal Dutch Shell. Будет опять пущена в ход страшилка об обходных нефтепроводах и экспансии России в страны Восточной и Центральной Европы. Польша и Прибалтика почувствуют свою востребованность и что-нибудь будут просить – кому ПРО в обмен на нефть, кому президентов – граждан США.

Европейская ось Париж-Берлин-Москва – это нормальная реакция опытных политиков на американские действия. Соединенные Штаты, согласно Джонсону, стали «военной машиной, стремящейся к мировому господству». Подпитываемая победоносной идеологией, гипертрофированным чувством угрозы, корыстным ВПК, эта машина все туже затягивает петлю контроля практически на каждом субъекте мирового сообщества.

Опыт сотрудничества с США показывает, что любые надежды на снятие американского давления путем уступок в принципиальных спорах (в том числе, в области энергетики) губительны для национальных интересов страны. Договоренности во Франции подтверждают тот факт, что Россия в традиционной Европе воспринимается как самостоятельный и притягательный центр силы и влияния.

Владимир Анохин , «Правда.Ру»

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *