Кто ответит за провал в Венеции?

Конкурсная "Эйфория" Ивана Вырыпаева не получила на Венецианском кинофестивале ни одного значимого приза. Грандиозная пиар-акция Михаила Швыдкого и его друзей-критиков, в которую втянули директора фестиваля Марко Мюллера, провалилась.

Вопрос о клановости в российском кино и необходимости смены его руководства поставлен со всей остротой. Михаилу Швыдкому и его кинозамам Голутве и Лазаруку успех фильма Вырыпаева в Венеции был нужен как воздух на фоне череды скандалов этого года.

Сознательное финансирование клеветнических "Сволочей", провал участия России в Каннском фестивале, невероятные скандалы кинофестиваля Московского, начинающиеся судебные разбирательства обстоятельств проведения конкурсов на господдержку игрового кино...

Полтора месяца назад в Москву заманили директора Венецианского кинофестиваля Марко Мюллера, которого Михаил Швыдкой в компании Голутвы и Лазарука окучивали по полной программе. На закрытой встрече в Итальянском культурном институте, где из журналистов были только друзья руководства ФАККа, Мюллера довели до того, что он стал бурно восторгаться, каких высот достигло российское кино под чутким руководством Швыдкого и его окружения.

И никто не уловил юмор Мюллера, назвавшего "Эйфорию" шедевром, каких свет не видывал, а про второй российский фильм  - "Свободное плавание" Хлебникова сказавшего, что, поскольку там звучит шлягер самого Тото Кутуньо, то в Венеции он вызовет фурор.

Кинокритики во главе с давним другом Швыдкого Валерием Кичиным продолжили безудержный пиар "Эйфории" и в Венеции. Рассказы о ликовании зрителей после показа картины можно сравнить с описанием в журнале "Корея сегодня" восторгов тамошних трудящихся, когда к ним приезжает "великий руководитель товарищ Ким Чен Ир".

За пару часов до оглашения победителей некоторые российские СМИ поспешили объявить, что «Эйфория» Вырыпаева уже получила награду некоего параллельного жюри, а это "на 80 процентов означает, что фильм получит и главный приз".

Однако "Золотой лев" достался китайской картине "Замедленная жизнь" (другой вариант перевода – «Натюрморт») режиссера Чзян Чжа Кэ, которая рассказывает об изменениях в жизни крестьян после строительства в их родных краях гигантской плотины. Создатель признается, что его вдохновила повесть "Прощание с Матерой" Валентина Распутина, чрезвычайно популярного в КНР.

"Этот человечный фильм нас всех просто потряс. Это совершенно особенная картина," - заявила председатель жюри Катрин Денев. "Замедленная жизнь" попала в Венецию чуть ли не с монтажного стола благодаря Марко Мюллеру, который от фильма просто в восторге. Стоит напомнить, что в Китае кинопроизводство находится под контролем государства.

"Серебряного Льва" за лучшую режиссуру получили две ленты. Это "Новый мир" итальянца Эмануэле Криалезе, который пресса единодушно назвала "ошеломляющим откровением". И новый шедевр патриарха французского кино, создателя бессмертных "Хиросима, моя любовь" и "Прошлым летом в Мариенбаде" Алена Рене под названием "Сердца".

Еще один значимый приз был вручен африканскому фильму "Даратт". Лучшим актером был признан Бен Аффлек ("Голливудленд"), а актрисой - Хелен Миррен ("Королева").

"Китайский фильм действительно потрясает, выбор жюри безупречен, - считает знаменитый французский актер Дени Лаван. - Что касается российской картины, то она производит странное впечатление. "Эйфория" показалась мне неряшливой, эмоциональный накал оставляет в итоге ощущение пустоты. Почему этот фильм попал в конкурс? Мой друг драматург Михаил Волохов говорит, что в Москве сейчас у всех на слуху другая картина - "Живой". Это мистическая драма о ветеране чеченской войны, как я понял, еще до проката вызвала в России живейшие споры. Почему же ее не представили в Венеции?"

Дени Лаван не знает, что "Живой" Велединского явно не вписывается в круг интересов Швыдкого и компании. Напомним, что победитель Венецианского фестиваля 2003 года "Возвращение" Андрея Звягинцева попал туда, минуя ФАКК. Если бы отборщики фестиваля и тогда обращались за советами к Швыдкому, Голутве и Лазаруку, то в Венецию поехал бы не шедевр Звягинцева, а опус какого-нибудь из многочисленных учеников Алексея Германа, Алексея Учителя и любимца Швыдкого Эдуарда Боякова - именно последний, кстати, сейчас покровительствует Ивану Вырыпаеву.

Елена Рифеншталь

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить