За нефть Литва сквитается с Россией на рельсах

Литва готовит России страшную месть. Литовский президент пригрозил железнодорожной блокадой Калининграда, если вдруг выяснится, что его страна отключена от российской нефти «по политическим мотивам», причем Валдас Адамкус пообещал провести тщательное расследование обстоятельств перекрытия трубы.

При этом глава прибалтийской республики ведет себя так, будто Вильнюс полностью изолирован не только от российской нефти, но также от мировых масс-медиа. Они перемалывают эти «таинственные» обстоятельства уже четвертую неделю.

Литва оказалась на голодном нефтяном пайке с 29 июля, когда в Белоруссии прорвало нефтяную трубу. Пока комиссия Росприроднадзора добирается до участка Брянск – Новополоцк, нет ни квалифицированного вневедомственного заключения, ни полной ясности относительно масштабов экологического инцидента. СМИ, включая западные, живописуют ужасы загрязнения 10 квадратных километров белорусского Полесья. И нисколько не задумываются о том, что для этого труба должна бы фонтанировать минимум неделю, а такого количества нефти, наверное, не наберется во всем трубопроводе "Дружба-1".

Оператор топливного экспорта, компания «Транснефть», указывает площадь разлива примерно с баскетбольную площадку, а пролитую нефть в объеме пары крупных бензовозов. Истина, как водится, лежит где-то посредине между этими крайними воззрениями. Но следует помнить, что по имеющемуся немалому опыту разрывов трубы в Западной Сибири, необходимо до 100 тысяч тонн нефти, чтобы основательно загадить один квадратный километр суши. Инцидентов большего масштаба у нас, кажется, и не было никогда.

Труба, ясное дело лежит в земле, причем давно, с 1964 года. Именно поэтому причина аварии – на поверхности: изоляция труб рассчитывалась на 20 лет службы. В Литве это хорошо известно, отсюда выбор «адекватного» ответа». В Калининград не будут пропускаться российские грузы (в том числе военные) по родственной причине. Изношено железнодорожное полотно.

«Мы взяли международные обязательства обеспечить калининградский транзит, но в то же время должны обеспечить безопасность тех поездов, тех пассажиров, которые проезжают через территорию Литвы», - заявил журналистам Адамкус.

«Если возникнет вопрос о проведении ремонтных работ для безопасности железной дороги, я не вижу здесь никакого политического давления, и работы должны быть выполнены - это нормальный процесс», - добавил президент.

Разумеется, Литва несет потери – морские перевозки накладны и не могут в полном объеме загрузить Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод. Но авария нефтетрассы обстоятельство субъективное, оно не является форс-мажором, и убытки должны быть компенсированы транспортным оператором. К тому же «Транснефть» является государственной компанией, и уже поэтому нет причин сомневаться в ее коммерческой ответственности.

В сущности, все намеки литовского руководства на политическую составляющую сводятся к тому, что Мажейкяйский НПЗ, принадлежавший компании «ЮКОС», куплен польской компанией «Орлен», сумевшей перейти дорогу заинтересованным российским компаниям. А ныне, дескать, состоялся акт россиян мести полякам, от которого пострадала Литва… И она решила перевести стрелки. На железной дороге в Калининград.

Но при чем же здесь политика? Не считая мелких протечек, у «Транснефти» с начала года произошло 16 крупных аварий на нефтепроводе. Латать дыры по-крупному приходится 2-3 раза в месяц. Ладно бы Белоруссия – но из каких «политических» соображений разлита нефть в Удмуртии, Башки, Краснодарском крае, в Челябинской, Омской, Рязанской, Самарской областях, в Подмосковье, наконец? Попросту износилась труба. Лишнее доказательство тому, что тема глобальной энергетической безопасности, поднятая Россией на встрече G8 в Санкт-Петербурге, не надуманная.

Михаил Вознесенский

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить