Соль на дорогах. Кто выигрывает?

Как много хочется высказать, попав пешком или на машине на скользкую поверхность дороги во время гололёда. Что же сделано, делается и будет сделано, чтобы наши высказывания по поводу льда, солевых разводов на обуви, ржавчины на днище автомобиля были цитируемы без накладок звукового сигнала.

В одной из скандинавских стран участникам движения задали вопрос, насколько важна посыпка солью улиц. И мнения опрошенных разделились примерно поровну, причём большая половина утверждала, что это мероприятие не имеет особой важности. Дорожные службы в таком случае, наверное, покивали бы головой: посыплешь солью – люди недовольны, что грязь, машины ржавеют; не посыплешь солью – опять недовольны, падая, восклицают “куда только дорожники смотрят”.

Поэтому и проблема имеет две стороны медали: хорошую и плохую. Автомобилисты с жалостью глядят на разводы ржавчины на днищах и крыльях автомобилей, которые появляются даже не смотря на щадящий режим эксплуатации машины зимой. Соль тут виновна на 100%. Исследования показали, что брызги концентрированных соляных растворов ускоряют процесс образования ржавчины в пять раз. И даже антикоррозионная защита замедляет его только в два раза. Вот почему поражаешься отсутствию ржавых машин в Италии или на юге Франции. Они просто не мокли в соляных растворах. Страдает и сама дорога. Соль разъедает всё, корродируют бетонные части мостов и придорожных ограждений, а скорость износа проезжей части при использовании соли увеличивается как минимум в два раза.

От соли портиться обувь и одежда. Хождение по соляным лужам сокращает срок ношения обуви в два-три раза, а соляные брызги могут привести в негодность одежду, оставляя иногда на местах попадания светлые пятна выеденной краски.

Экологи обеспокоены массовым применением соли на дорогах, и их можно понять. Учитывая огромные масштабы применения соли, воздействие на окружающую среду огромное. Ведь счёт соли за год идёт на тысячи тонн. Оно и понятно, в Минске ранее за день могли высыпать на дороги более 600 кубических метров соляно-песчаной смеси и до 140 тонн соли. Центральную часть города стараются не засыпать песком и используют чистую соль. А в песчано-полимерной смеси содержание соли составляет порядка 10%. Вот и получается, что за день могли посолить город более чем 200 тоннами соли.

За 10 дней при неблагоприятных метеоусловиях на дороги города мог высыпаться целый железнодорожный состав соли. Смеси, разбрасываемые машинами, никогда ровно на проезжую часть не лягут. Всегда что-то попадёт на обочину, газон, зелёную зону. Число погибших деревьев в Минске, по причине засоления почвы, измеряется тысячами. Что-то удаётся “откормить” и восстановить, но многие деревья приходится пересаживать. Озеленение, как лицо и престиж города является важным делом, контролируется многими службами, поэтому негативное влияние соли заставляет искать решения на муниципальном и региональном уровнях.

Немалый урон соль наносит Свислочи. Поскольку в городе велик процент заасфальтированных покрытий, то большая часть соли смывается талыми водами в реку или в черте города, или через ливневую канализацию попадает в реку за городской чертой. Не зря сотрудники Минских очистных сооружений говорят, что очищенный канализационный сток по некоторым параметрам чище воды в Свислочи. Ливневая канализация практически не очищается, да и дешёвых методов очистки воды от сульфатов, хлоридов и катионов щелочноземельных металлов нет. Соляное воздействие на реку можно себе представить, если сгрузить в неё железнодорожный состав соли. А если оценить общее количество соли, соли, высыпаемое за зиму на дороги….. Жизнь в реке и поддерживается только благодаря тому, что вся соль с дорог не попадает в воду за один раз.

Таким образом, проблема очевидна, и очевидна настолько, что обсуждается и в ветвях власти, и в научно-исследовательских институтах, и даже на конференции “Молодёжь в науке 2004”, проходившей при Академии наук было несколько докладов, посвящённых этой проблеме.

Вопрос настолько сложен, что найти какое-то однозначное решение трудно. Поэтому делается много попыток в самых различных направлениях с целью побороть гололёд. По поводу этой борьбы стоит оговориться и указать на то, что чем бы ни посыпали дорогу, воздействие на окружающую среду всё равно будет, поскольку речь идёт о сотнях тонн вещества. Даже если они не токсичны, не опасны, то всё равно их огромное количество проявит негативный эффект. Попытки создать антигололёдные средства на основе компонентов, входящих в состав удобрений с целью оказать меньшее воздействие на растения оправданы. Но опять кто же посчитает безопасную дозу. Ведь на полях, на тех местах, где временно лежали удобрения, остаётся выжженная земля. Какие концентрации тех же калийных солей получать придорожные участки – неизвестно.

Самая кардинальная мера – это подогревать дороги. Это делается, но идея применить это средство в масштабах даже небольшого города вызовет только улыбку. Другая идея, основанная на том же принципе, чтобы дорогу не надо было бы посыпать вообще – это сделать антигололёдное покрытие, внеся изменения в сосав асфальта. Эта идея уже нашла техническое решение. К асфальту добавляется компонент “Грикол” в количестве до 6% массовых, который предотвращает образование гололёда и облегчает чистку дорог. Разумеется стоимость дорог возрастает.

Есть идея посыпать дороги просто песком без соли. Но песок не обладает“плавящим” гололёд эффектом, делая только видимость “наждачки”, предотвращая скольжение. И весной песок, уже называемый экологами взвешенными веществами, всё равно сплывёт в реку, создавая загрязнение. Похожие мероприятия по применению мелкого щебня и золы, как антигололёдных средств, аналогичны в итоге. При применении таких материалов на проезжей части к тому же образуется накат, т.е. неровности, создающие неудобства для автомобилистов. Определённый эффект даёт применение технической соли тонкого помола, превосходящей по свойству растапливать лёд обычную соль. Соответственно при меньшем расходе сокращается и вредное воздействие на окружающую среду.

Создано достаточно много новых антигололёдных средств на основе солей кальция, магния, натрия с различными добавками. Среди применяемых в составе композитов веществ можно назвать хлористый калий, хлористый кальций, нитрат кальция и др. На основе хлоридов кальция, магния, калия делают жидкие смеси, используют средства на основе уксусной кислоты, добавляют фосфаты, соли титана и др, улучшая антигололёдный эффект, но усложняя средство и повышая его цену.

Каждый производитель рекламирует свои разработки, оценивая их с разных сторон, говоря о безопасности. Как уже говорилось, все применяемые вещества нетоксичны, но, всё зависит от дозы. Например, о “безвредности” хлористого кальция могут очень хорошо рассказать жители Солигорска.

В Беларуси в самом глобальном масштабе решает вопрос производства антигололёдных смесей Институт общей и неорганической химии. Было найдено, наверное, оптимальное решение, состоящее в использовании для основы антигололёдного средства крупнотоннажных отходов. Раз уж от негативного воздействия на окружающую среду всё равно не уйти, то хоть можно попытаться при этом ликвидировать соляные отвалы. Проведена большая работа, в результате которой была получена модифицированная соль, расход которой по сравнению с обычной соляно-песчаной смесью с достижением того же эффекта уменьшен в четыре раза. Новый отечественный препарат, выпускаемый в рудоуправлении №1 ПО “Беларуськалий”, благодаря добавкам не так сильно воздействует на растительность.

Таким образом, всё же дороги будут солиться, пусть и с меньшим негативным эффектом для окружающей среды. Надо принять это, потому что данная мера вынужденная. Если дороги не обрабатывать солью, то неизвестно какой ущерб будет от аварий, и насколько увеличиться травматизм на улицах.

Как ни жалко смотреть на ржавое днище машины и на белые разводы обуви, но благодаря этой соли десятки людей избежали травм, увечий, сотни машин остались целыми. Так уж получается, что чем-то надо жертвовать, и в проблеме посыпки дорог антигололёдными смесями негативный эффект, несомненно, велик, но ведь этой ценой, ржавчиной автомобилей, состоянием Свислочи и погибшими деревьями сохраняются человеческие жизни. Получается, и с той, и с другой стороны проблемы стоят очень важные вещи, а вот цена какой стороны выше – пока никто не определил.

Виталий Липик, "Экология Севера"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Последние материалы