Парапсихолог: «Уничтожь свой кундабуфер!»

На русском языке вышел бестселлер «Практика внимательности в повседневной жизни» легендарного маэстро трансперсональной психологии и парапсихологии Чарльза Тарта. В нем он дает практические советы, как вывести людей, являющихся в абсолютном большинстве своем погруженными в транс автоматами, из этого «спящего» состояния. «Правда.Ру» связалась со всемирно известным ученым, который любезно ответил на наши вопросы.

- Русский перевод вашего классического труда «Измененные состояния сознания» наделал много шума и вызвал большие споры. Особенно эссе о целительных свойствах «сна-кайфа», которые вызывает психоделическая терапия.

- Это эссе я писал сорок лет назад, когда психоделики еще официально применялись. Теперь трансперсональные методики основаны исключительно на немедикаметозных методах. К примеру, холотропная терапия Станислава и Кристины Гроф включает в себя ускоренное дыхание, специально подобранную музыку и направленную работу с телом. Этот метод доказал свою эффективность не только при лечении чисто душевных расстройств, но и, скажем, психогенной астмы, псориаза. Ведь, многие болезни, как говорится, от нервов.

Когда наш российский друг Владимир Майков предложил мне и Грофу войти в редколлегию серии «Тексты трансперсональной психологии», мы с радостью согласились. Еще в советские времена у вас поддерживали изучение целительных свойств необычных состояний сознания . Хочу сразу сказать, что не надо пугаться слова «трансперсональная психология», его научности. На самом деле, это самое передовое направление в психологии, психиатрии и культурологии, которое научно доказало, что сознание и духовность выше и значимее традиционно понимаемой материи. И разработало революционные практики реальной помощи духовному преображению людей.

- В своей книге «Практика внимательности в повседневной жизни» вы развиваете идеи «Четвертого Пути» знаменитого теософа и психолога 20-30-х годов прошлого века Георгия Гурджиева.

- Гениальные озарения этого русско-азиатского мистика еще нуждаются в полном осмыслении, в том числе и на его родине, в России. Гурджиев был абсолютно уникален на том пестром фоне различно рода движений в теологии и психологии, которые в большом количестве появились на фоне банкротства материализма классического психоанализа.

Гурджиев, кстати, родом с Северного Кавказа, блестяще изучил мистические практики Ближнего и Среднего Востока. Фактически он открыл для Европы такое потрясающее явление как суфизм с его трансами и перемещениями в параллельные психические реальности. Но самое главное, что Гурджиев первым столь четко обозначил одну из основных проблем бытия, которая является ключевой в психологии, психиатрии и культурологии – проблему внимательности.

- Вы считаете, что это основное у Гурджиева, как психолога?

- Безусловно. Когда я внимательно ознакомился с его трудами, с его техниками психотерапии, то обнаружил, что они содержат систематизированное толкование сна наяву и возможностей подлинного пробуждения. То есть выхода из состояния автоматического транса , который многие из нас могут обозначить как «тусклую повседневность».

В повседневной жизни люди могут быть вежливыми и уважительными по отношениюдруг кдругу. Но зачастую это всего лишь привычки, фактор обусловленности, вроде обусловленности собак Павлова. Такие привычки делают жизнь удобной для всех, но при этом восприятие мира вызывает упрощенные реакции – как внешние, так и внутренние. Тонкие оттенки постоянно изменяющейся реальности остаются незамеченными.

Гурджиев же доказал, что можно научиться быть внимательными в повседневной жизни, воспринимать мир во всех его тонкостях, то есть пробудиться и перестать быть автоматом.

- А самому вам это удалось?

- Я не принадлежу к тем, кто «полностью пробужден» или владеет истиной. Мне очевидно и мое невежество, и определенная ограниченность. Но многолетние исследования – от пси-феноменов до практики суфийских кружков и японского боевого искусства айкидо – позволили мне меньше погружаться в иллюзию, быть более внимательным и чуть более пробужденным.

- В заключение, не могли бы вы привести какую-нибудь практику, которая позволила бы нашим читателям стать менее автоматичными и более пробужденными?

- На своих семинарах я учу, что уменьшить физическую боль может уход от ощущений тела и целенаправленная активизация живого воображения. Это воображение, признаюсь, обоюдоострая сила. Она может и ухудшить нашу ситуацию, и стать источником наших творческих способностей. Но самое главное, что она позволяет поставить на место таинственную кундалини – ту силу, которую йоги располагали внизу позвоночника. Что поднимается и активизирует чакры, а это якобы ведет к просветлению.

Гурджиев с грустью говорил, что западные люди не понимают, что такое кундалини. Он также уверял, что его учителя называли эту силу кундабуфер. В мистической космологии Гурджиева кундабуфер – это орган, помещенный высшими силами Вселенной в людей в те времена, когда жизнь на Земле была намного хуже, чем сейчас. В те времена, по Гурджиеву, местоположение нашей планеты было настолько негативным, что люди почти все время страдали от невыносимой боли.

Так вот, кундабуфер и был имплатирован как генератор воображения, чтобы люди могли ускользать в ментальные конструкции и образы. А это автоматически изолировало их до некоторой степени от тела и от боли.

По Гурджиеву, наша планета теперь находится уже в другом секторе Галактики , так что кундабуфер нам больше не нужен. Но у нас забыли его забрать! И сейчас он, с чем я полностью согласен, является препятствием для нашего подлинного развития. И мои практики, основанные на идеях Гурджиева, позволяют людям вывести из своего психического тела этот кундабуфер путем повышения внимательности и более тонкого взаимодействия с миром.

- Это необычно и интересно. Скажите, а в трансперсональной психологии много столь же необычного и радикально революционного?

- До чрезвычайности! Чего стоят многолетние исследования Станислава Грофа, во время которых на психоделических сеансах и сеансах холотропного дыхания люди переживали опыт прошлых воплощений и информационного взаимодействия с развоплощенными сущностями. Все это абсолютно научно зафиксировано. Надеюсь, что у ваших читателей хватит любознательности, чтобы самостоятельно ознакомиться с исключительной целительной силой необычных состояний сознания.

Беседовал Андрей Щербаков

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить