Из жизни парусников: когда паруса «Крузенштерна»…

Известная романтическая песня звучала сегодня и в душах тех, кто встрачал парусник на берегу, и тех, кто был на борту… Из своего второго кругосветного плавания на родину вернулся российский учебный парусник "Крузенштерн". Он пришвартовался в Санкт-Петербурге к набережной Лейтенанта Шмидта.

Знаменитый барк встречали горожане, члены правительства Петербурга, а также первый вице-премьер и министр обороны РФ Сергей Иванов. Иванов зачитал приветствие команде от президента Путина и по старой морской традиции, Иванов преподнес экипажу жареного молочного поросенка.

“Крузенштерн” полностью выполнил задачи кругосветного плавания, посвященного 60 - летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 200-летию первой “кругосветки” Ивана Крузенштерна.

До второй мировой войны парусник считался самым быстроходным в своем классе. В 1935 году барк совершил переход из Европы в Австралию за рекордно короткое время - 65 суток. В годы второй мировой войны “Падую” использовали как баржу для перевозки военных грузов из Германии в Ригу и Таллин. По условиям репарации барк достался Советскому Союзу. На паруснике, переименованном в “Крузенштерн”, первое время размешалась школа подготовки младших офицеров ВМФ, а в 1956 году было принято решение о переоборудовании корабля в специальное военное океанографическое судно.

Со временем, когда в Военно-морском флоте надобность в “Крузенштерне” отпала, было решено списать парусник на металлолом. Во многом благодаря усилиям бывшего командира барка “Седов” Петра Митрофанова, тогдашнего министра рыбного хозяйства СССР А. Ишкова “Крузенштерн” был принят на баланс Минрыбхоза.

В 1969 году барк встал в Кронштадский судоремонтный завод, где был переоборудован под учебное судно для проведения морской практики курсантов высших и средних учебных заведений. Начиная с 1974 года “Крузенштерн” регулярно участвует в мероприятиях, проводимых Международной ассоциацией учебных парусников - больших трансатлантических регатах “Катти Сарк” и занимает на них в последние годы только первые места.

В честь трехсотлетия Российского флота в 1995-1996 годах барк “ Крузенштерн ”, с начала девяностых годов получивший благодаря ректору Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота Александру Пимошенко прописку в Калининграде, совершил кругосветное плавание маршрутом своего знаменитого тезки, пройдя за 302 суток 39.412 морских миль. В 1997 году “Крузик” (так ласково зовут парусник курсанты) совершил рейс гуманитарной миссии доброй воли “Из прошлого - в будущее”, посвященной трехсотлетию Великого Посольства, побывав в Дании, Англии, Америке, на Багамских островах, во Франции, Швеции, Бельгии. В настоящее время барк под командованием Олега Седова завершил уже вторую “кругосветку”.

За год с небольшим парусник преодолел 40 тысяч морских миль, побывал в 20-ти портах в 17-ти государствах Европы, Азии и Америки. Уникальную океанскую практику прошли несколько сотен курсантов мореходных и военно-морских училищ.