Холодный угол ада

По-персидски «дервиш» это - нищий, бродяга. Так называли братьев-монахов, почитаемых на Востоке за умение врачевать и предсказывать судьбу. Какое отношение это имеет к конвоям? Самое непосредственное! Именно так называлась  первая морская операция Второй мировой по доставке военных грузов в Советский Союз . Тогда, в августе 1941-го вряд ли кто-то предполагал, что этим будет положено начало другому братству - Братству Полярных Конвоев.

Всего две тысячи миль, а значит меньше двух недель, занимал переход союзных конвоев из портов Британии и Исландии до Мурманска или Архангельска. Но какой ценой давались эти мили через бушующие полярные моря, нашпигованные германскими подводными лодками . А  постоянная  угроза   с воздуха! Максимум полчаса требовалось самолетам Люфтваффе, чтобы подняться с аэродромов Северной  Норвегии  и  нанести  смертельный удар. Неудивительно, что союзники именовали Полярные конвои не иначе как «путешествием в холодный угол ада». Это подтверждали и потери, превысившие потери союзников в Атлантических конвоях почти в восемь раз!  Зато и путь этот в СССР был  самым коротким, что в критический период войны было определяющим.

Вслед за «Дервишем» отправилась целая серия конвоев под кодовым обозначением - на восток «PQ» u «QP» - обратно. По большому счету их путь начинался не в Исландии и не на Британских островах. Едва ли не главным портом, где сосредотачивалась основная масса стратегических грузов, был канадский Галифакс. В память об этом, на вечной стоянке там установлен корвет канадских королевских ВМС «Сэквилл» - последний из тысячи корветов типа «Флауэр». «Рабочие лошадки» конвойной эпопеи - эти утлые суденышки стали главными защитниками союзных моряков.

Уроженцы Новой Шотландии - прирожденные моряки . Когда-то ушел на корабль и отец Джо Норриса. «Я был младшим сыном в семье матроса Сэмюэля Норриса, - вспоминает Джо. - Помню рассказы отца о плаваниях через океан. О холоде и лишениях. Когда он умер, я был еще мал, а ведь ему шел всего 41-й год!  Мать, как и прежде, уверена, что его здоровье подорвали Русские конвои»...

Капитан Хилл Вилсон – ветеран канадского торгового флота. Начав службу кадетом в Атлантических конвоях, он провел в море 48 лет. С 1994 года – председатель национальной ассоциации ветеранов торгового флота. Конец войны он встретил старпомом танкера, ему и слово.

- Канада принимала участие в поставках в СССР с начала войны до 1943 года в счет обязательств Великобритании и по соглашению о кредите между СССР и Канадой от 8 сентября 1942 г., а с 1 июня 1943 г. - самостоятельно. До 30 апреля 1944 г. в СССР было  отправлено грузов на сумму 187,6 млн. канадских долларов.

Население британского доминиона - Канады, занимавшей огромную территорию в Северной Америке, составляло к 1939 году менее 12 млн. человек. Подобно соседям она только что вышла из «великой депрессии» и считалась бедным государством с объемом ВВП всего 5,6 млрд. долларов. Численность профессионального ядра армии, с вооружением образца Первой мировой, едва достигала 10 тыс. человек, что  совершенно не отвечало задачам, поставленными перед вооруженными силами новой мировой войной. Канада оставалась слабой не только в военном отношении. Ее торговый флот насчитывал всего 37 судов водоизмещением более 1500 тонн, а судостроение  находилось в зачаточном состоянии. Последние 10 лет на верфях страны строились лишь небольшие суда. Можно представить какие усилия понадобилось приложить Канаде,  чтобы вынести бремя войны.

Франция и Британия объявили войну фашистской Германии 3 сентября 1939 года. Канада присоединилась к ним неделю спустя, а уже через несколько дней ее берега покинул первый конвой, направлявшийся в Англию. Началось самое продолжительное - длившееся 68 месяцев - сражение Второй мировой войны, известное как «Битва за Атлантику». По сути оно началось уже 3 сентября, когда германская субмарина без предупреждения торпедировала пассажирский лайнер «Атения». Среди погибших была стюардесса Ханна Бэйрд, ставшая первой канадской жертвой войны.

Едва ли не самым весомым военным вкладом Канады стала реализация программы подготовки летного состава стран Содружества, принятой в декабре 1939 года и названной президентом США Ф.Д. Рузвельтом «Аэродромом демократии». В Канаде было развернуто 107 летных школ и 184 подразделения вспомогательных сил, располагавших почти 11 000 самолетов. Было подготовлено 131 553 летчика, штурмана, радиста и бомбардира. Из этого числа 72 835 человек были канадцами. Ими укомплектовали 85 эскадрилий, то есть более четверти королевских ВВС Великобритании.

В составе ВМС Канады к началу войны было всего 6 эсминцев и несколько малых кораблей, а общая численность личного состава не превышала 1800 человек. Трудно поверить, но к концу войны она выросла до 100 000 человек, а боевой состав кораблей достиг 471 единицы. На военно-морскую службу было призвано 6500 женщин. Резко выросла производительность судоремонтных и судостроительных предприятий, большинство которых вступило в строй в ходе войны, в результате чего было построено более 800 кораблей. Половину из них представляли торговые суда водоизмещением 10 000 тонн, несколько судов водоизмещением 4 700 тонн, а остальные - военные корабли. Большинство транспортов строилось для Великобритании, поэтому канадский торговый флот начал обновляться лишь ссередины 1942 года.

Соглашение о постройке в Канаде судов по британскому проекту для нужд метрополии было подписано в начале 1941 года. Это были транспорты серии «Форт» водоизмещением 10 000 тонн. Одним из них был «Форт Беллингем» - головное судно Арктического конвоя JW-56A, потопленное торпедами германской лодки U-957 после незавершенной атаки U-360. Из 75 членов экипажа погибло 39.

Строили суда для британского флота и в США, при этом к названию добавлялось слово «Оушн». Один из таких транспортов - «Оушн Войс» погиб в конвое QP-14. Боцман этого судна был канадцем и моим близким другом, удостоенным за мужество, проявленное в этом походе, Ордена Британской империи. Суда, строившиеся в Канаде для нужд собственного флота и ходившие под командой канадских капитанов имели приставку «Парк». Мое первое судно, в частности, называлось - «Алгонкуин Парк». Увы, ни одно из этих судов не принимало участия в Северных конвоях в Россию.

Слегка измененная конструкция вышеупомянутых судов была позжеии использована американцами при постройке 2700 судов типа «Либерти». Все они имели взаимозаменяемые механизмы, двигатели, брашпили, лебедки и приводились в движение паровой машиной с угольными или нефтяными котлами. Так что многие суда, построенные в США, были оснащены канадскими механизмами и наоборот. Большая часть канадских кораблей и судов использовалась в Атлантических конвоях, однако несколько эсминцев входили в состав эскорта Полярных конвоев.

Многие моряки торгового флота Канады к началу  войны лишились работы либо служили на иностранных судах, однако с началом военных действий все были призваны на службу. Будучи истинными профессионалами, они стали костяком «малых» ВМС, укомплектованных корветами и другими небольшими эскортными кораблями. Особо тесным было сотрудничество с Соединенными Штатами. Премьер-министр Канады и Президент США подписали соглашение, известное как «Гайд-паркская декларация», по которому  осуществлялись взаимные поставки для производства военного снаряжения, подпадающего под действие закона о ленд-лизе, с учетом оптимальных условий их производства. Канада поставляла в США стратегическое сырье: медную руду, алюминий и некоторые виды военного снаряжения. Таким образом, страна участвовала в войне не только как поставщик живой силы.

В отличие от Советской России и стран Западной Европы на территории Канады не велись боевые действия, по ней не ступала нога противника, однако 1 086 000 ее граждан несли военную службу, а многие были мобилизованы для работ на нужды войны: трудились в шахтах, на лесозаготовках и верфях. Рабочих рук на фермах не хватало, поэтому к уборке урожая привлекались дети, женщины и пенсионеры.

Части канадской армии сражались на разных фронтах и направлениях, особо отличившись в Гонконге, на Сицилии, Дьеппе (Бельгия) и в Нормандии , где происходила высадка союзных войск, ознаменовавшая открытие Второго фронта. 48 эскадрилий из состава канадских королевских ВВС в конце войны находились за океаном, не считая тех, что выполняли задачи по охране собственного побережья.

Людские потери Канады в войне (42 042 пехотинцев и 1600 моряков торгового флота) выглядят незначительными по сравнению с многомиллионными потерями Советского Союза. Однако эти утраты вслед за гибелью 60 000 мужчин в годы Первой мировой войны , явилась национальной трагедией. И наше горе заставляет нас глубоко соболезновать героическому русскому народу с его неисчислимыми жертвами.

Несмотря на удаленность страны от охваченной войной Европы, канадцы были единодушны в стремлении поддержать родственные Британию и Францию в борьбе с демоном фашистской диктатуры, утвердившимся в Западной Европе. Подданные страны, едва оправившейся от экономической депрессии, без колебаний вступали в ряды вооруженных сил, а подавляющая часть населения делала все возможное для приближения победы.

Хочется верить, что, вспоминая о событиях 60-летней давности, мир в состоянии предупредить опасность возникновения пожара войны в любом его уголке, а любые противоречия предупреждать, руководствуясь только доброй волей. Ветераны , помнящие раны войны, хорошо знают, что она способна принести лишь нищету и разрушение...

Сергей Апрелев
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить