"Дело ЮКОСа": объявился новый пострадавший

В сложившейся сегодня ситуации вокруг «дела ЮКОСа», что совершенно очевидно, есть и другой пострадавший, который считается весьма авторитетным – рейтинговое агентство Moody’s, которое не так давно повысило рейтинг России до инвестиционного уровня. Moody’s можно только пожалеть – не имея материального интереса в нашей стране, компания пострадала от российского политического риска, и присвоенному ею недавно рейтингу уже никто не придает значения. Премия за риск после ареста акций ЮКОСа выросла настолько сильно, что предсказать объективную стоимость российских компаний теперь очень сложно. События последних дней мгновенно перечеркнули все то, что было сделано для формирования инвестиционного климата страны за последние 3 года, и, возможно, именно цены того периода и являются справедливыми сегодня. В любом случае, потери, которые понесла и понесет страна, в том числе в виде неиспользованных инвестиционных возможностей, окажутся на несколько порядков больше, чем сумма обвинений в несколько десятков миллионов долларов, предъявленных М. Ходорковскому.

Вчерашнее решение о рекордном объеме дивидендных выплат ЮКОСа вряд ли может рассматриваться как вывод средств из компании. Акционеры ЮКОСа и Сибнефти традиционно направляли на дивиденды практически всю прибыль компаний, да и сентябрьские прогнозы о возможном объеме дивидендных выплат ЮКОСа большинства инвестбанков не расходились с объявленной величиной. Кроме того, говорить о связи между арестом акций ЮКОСа и объемом дивидендов несерьезно – очевидно, что «дело ЮКОСа» развивается в соответствии с заранее подготовленным сценарием. В текущей ситуации имеет смыл говорить о тех бумагах, падение которых оказалось наименее значительным. И здесь ничего удивительно накануне не произошло, ими оказались акции секторов, не связанных с нефтяным – Ростелекома, Норникеля, РАО «ЕЭС» (все не более -5.1%). В то же время, активность А. Чубайса в защите М. Ходорковского и А. Волошина может дорого ему обойтись – уже появились первые слухи о возможной скорой смене председателя правления энергохолдинга, да и перспективы трудоустройства А. Волошина в Совете директоров также кажутся проблематичными. Таким образом, цепная реакция начинает охватывать и другие рыночные сегменты, и сегодня активность продавцов может переключиться и на акции РАО «ЕЭС». Нельзя забывать и о том, что продвижение реформирования РАО «ЕЭС» связано во многом с личностью А. Чубайса, но в отличие от Газпрома, РАО не является привлекательным инвестиционным активом в сегодняшнем состоянии.

Мы полагаем, что обвальных продаж, способных парализовать рынок, сегодня и в ближайшие дни все же не произойдет, однако переоценка справедливых ценовых уровней в сторону 2001 года приведет к продолжению нисходящей тенденции на рынке. Кроме того, нельзя исключать и того, что рейтинговые агентства могут снизить по крайней прогнозы изменения суверенных рейтингов России, что только усилит общую нестабильность на российском финансовом рынке.