Дирижер Большого театра: куда податься молодому музыканту - Театральные новости

Дирижер Большого театра: куда податься молодому музыканту

Насколько важным из искусств для нас является опера? Как можно решить проблему нехватки музыкальных театров и оперных оркестров? Куда податься молодым музыкальным артистам? На эти и другие вопросы "Правды.Ру" ответил дирижер Большого театра Айрат Кашаев.

Читайте начало интервью: Как живется дирижеру Большого театра

— Как можно создать не симфонический оркестр, а именно оперный?

— Давайте посмотрим по статистике. В Москве — около 20 музыкальных театров. Сюда входят и народные музыкальные театры, театры песни и прочие, и прочие. Мы не говорим о таких исполинах, как Большой, Станиславского, "Геликон", Оперетты, Сац… Они не нуждаются в рекламе, это такие столпы, на которых уверенно стоит музыкальная жизнь Москвы.

Однако если мы посмотрим на молодых людей, то певец, музыкант в оркестре или балетный человек по окончании своего вуза, если не обладает суперкачествами, которые позволяют сразу попасть, предположим, в молодежную труппу Большого театра или Мариинки, получает очень скромно.

Если я не high-level, а чуть пониже, но тоже "пятерка с плюсом" у меня, если я очень хорош, но не попал в десяток тех счастливчиков, которые оказались в молодежной труппе Большого театра — что мне делать? Я езжу бесконечно, прослушиваюсь на различных конкурсах, получаю мастер-классы… На все это я трачу огромные деньги.

Но я так и не получаю театрального опыта, а любой директор театра хочет, чтобы к нему пошел молодой человек или девушка, которые уже были готовыми специалистами, чтобы они обладали пластикой, могли как надо двигаться по сцене, петь, взаимодействовать с дирижером и режиссером. Но они не имеют опыта.

И здесь у меня вопрос — что делать этим людям, если от них требуют полного, стопроцентного мастерства и опыта, но опыта как такового в учебном театре консерватории Гнесинки или любого другого вуза они получить не могут? Что делать им?…

— В Москве явно не хватает оперы. Почему так?… И при этом премьер-министр говорит, что вообще театров у нас много, даже избыточно. Может быть, действительно, нужно сейчас взять здания драматических театров и отдать оперным?

— Боже упаси! Ну зачем? Мы что, если у нас есть проблема, например, что у молодых семей нет жилья, мы что, возьмем и выселим вдруг кого-то из сложившихся семей, скажем: идите и возделайте, целину поднимайте, а вы, молодые, живите там?… Это не выход.

— А что надо делать? В Москве, например, кто должен решать эту проблему — правительство Москвы или Министерство культуры Российской Федерации?

— А давайте я приведу другой пример. Совсем недавно — в этом году — был создан Молодежный симфонический оркестр на базе Московской филармонии. Это настолько прекрасный жест, настолько правильно решение, которым я на самом деле горжусь. Россия давно нуждалась в профессиональном молодежном коллективе.

Был создан прекрасный молодой коллектив, с которым работают выдающиеся дирижеры. Ребята молодые получают отличные зарплаты, и они трудятся отлично. Они через два-три года выйдут оттуда профессионалами высокого уровня. У них закончится контракт, и их с радостью примет любой крупный стационарный оркестр не только Москвы, но и по всей России.

Так вот, был сделан намек Президентом Российской Федерации о создании такого коллектива, и он был создан. Почему в Год театра нельзя создать Молодежный музыкальный театр, в который принимали бы на конкурсной основе артистов оркестра, балета, оперной труппы?

По прошествии времени и окончании контракта в два-три года они выходили бы оттуда профессионалами. А сейчас у нас, к сожалению, нет прослойки, которая была бы переходным звеном между театральным музыкальным вузом, консерваторией или академией и профессиональным театром.

— А театр Покровского не таким был?

— Он никогда таким не был.

— Там же были молодые люди, Борис Александрович набирал.

— Нет-нет, стоп. Это профессиональный театр, он таким всегда являлся и является. Когда я пришел, он и был таким.

Я говорю о том, что целенаправленно набирается молодежная труппа, молодежный коллектив, с тем чтобы по окончанию контракта и срока службы в этом театре в два-три года, не больше, люди бы вышли из театра подготовленными профессионалами. Потому что там с ними бы работали выдающиеся режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, коучи-вокалисты, концертмейстеры с оркестром.

Это настолько назревшая в музыкальной и особенно в театральной среде необходимость, от которой уже отворачиваться и которую замалчивать никак нельзя.

Но не надо никого при этом выселять, ужимать, как-то оптимизировать. Не будет пользы, если сократится какой-то драматический театр и всунется туда молодежная музыкальная труппа. Это не путь, это не этично по отношению к коллегам. Надо развивать театр в целом. И это вполне возможно.

Беседовал Саид Гафуров

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить