Как живется дирижеру Большого театра - Театральные новости

Как живется дирижеру Большого театра

Как стать дирижером Большого театра? Как живет молодой оперный дирижер в Москве? На эти и другие вопросы "Правды.Ру" ответил дирижер Большого театра Айрат Кашаев.

— Есть несколько профессий, выше которых нет: Президент Российской Федерации и дирижер Большого театра. Но у президента, наверно, творческой составляющей поменьше. Как стать дирижером Большого театра?

— Есть разные способы попадания в штат дирижеров. В моем случае это произошло следующим образом: мы дружно всем коллективом Театра Покровского стали Камерной сценой Большого театра.

— Айрат, вы были дирижером камерного музыкального театра, а стали дирижером Большого театра. Что-то изменилось в вашей жизни — расписание репетиций с оркестром, творческие моменты, что-то еще?

— Мы перешли совсем недавно, только с этого сезона, в Большой театр. В первое время ничего кардинально не менялось, расписание осталось то же, артисты те же. Прибавился несколько штат, произошли только кое-какие внутренние изменения, которые зрителю совершенно не заметны.

— Получается, что по большому счету даже не заметили, что стали уже дирижером в Большом? Только на визитной карточке это проявилось?

— Да, на визитной карточке написано: "дирижер Большого театра".

— У вас зарплата увеличилась?

— Да.

— На самом деле, все вам завидуют. Скажите, а есть в стране проблема, как говорит председатель правительства, избытка театров. У меня есть очень сильное ощущение, что музыкальных театров даже в городе Москва нехватка. По-вашему, кто прав? Или это просто разные темы? Может, драматические театры можно и нужно закрывать, а музыкальные расширять?

— Закрывать вообще ничего не надо. Столько сил прикладывается самыми разными людьми, чтобы что-то открыть, чтобы что-то новое попытаться сказать… А закрывать что-то — это, по меньшей мере, бессмысленно. И, наверное, не стоит укрупнять — как-то все это в одно, в одну кучу сваливать. Чем больше людей, тем больше мнений, тем больше различных мыслей, которые они могут высказать.

— Вы как человек, который внутри процесса, хотите сказать, что количество важнее, чем качество в театральном искусстве?

— Зачем? Я таких слов не говорил. Разумеется, я не из тех, кто считает, что количество в искусстве когда-то обязательно перейдет в качество. Нет, я не о том. Но прежде чем что-то закрыть, нужно сто раз подумать, стоит ли это делать, или нет. Я не стану сейчас приводить примеры, но было уже много такого, что от этого становилось хуже.

— А в творческом плане у вас что-то поменялось?

— Сейчас переходный период, поскольку времени прошло очень немного, а театр — это такая достаточно громоздкая структура, которая не может переключиться, перестроиться в одночасье. Это невозможно по многим причинам.

— У Бориса Александровича Покровского были очень сложные отношения с Большим театром. И это объединение далеко не однозначно. Так?

— Это действительно так. Но я скажу по-другому. Я, пожалуй, из тех людей, людей того поколения, которые не помнят этих проблем по одной простой причине — нас тогда еще не было. Или если мы и были, мы были слишком малы, поэтому здесь вставать на чью-то точку зрения было бы неправильно.

Хотя умалять при этом или даже просто что-то не договаривать о том, что сделал Покровский в свое время, будучи столько лет главным режиссером, я бы просто не стал. Но пускай об этом говорят другие люди. Мне же кажется, что сейчас лучше обсудить другие вопросы. Вы подняли вопрос музыкальных театров и вообще всех театров в принципе. Это актуально.

— Вообще как молодой дирижер в Москве вы хорошо себя чувствуете в материальном отношении? 

— Так скажем, я чувствую себя, наверное, не хуже многих. Не хуже многих, но, опять, я бы не хотел сейчас касаться материальной стороны, хотя это, конечно, тоже очень важно и говорить об этом обязательно надо.

Если позволите, любопытная мысль, которая меня гложет не первый год, и помнится, еще когда я у вас впервые здесь был в гостях, мы поднимали этот вопрос. Хотя это было несколько в иной ипостаси, мы тогда говорили о Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи, который прошел в 17-м году, а я тогда собирал Мировой молодежный симфонический оркестр. Тогда мы вскользь упомянули тему молодежных коллективов в Москве, и вот сейчас, я думаю, пришло время в Год театра наконец-то поговорить об этом и заняться этим всерьез. 

Беседовал Саид Гафуров

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Смотрите также: Фантастика в опере

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить