Нацпроекты не для нации: как осваивают бюджет

Cтрана дождалась старта нацпроектов, которые, согласно майскому указу Владимира Путина, должны вывести Россию к 2024 году на качественно новый уровень развития. Однако совещание элиты разочаровало, пока просматривается лишь желание побыстрее освоить "астрономическую сумму", но не во благо народа, а себе в карман.

"Астрономическая сумма" всех обрадовала

Совещание в рамках Совета по стратегическому развитию и национальным проектам началось в среду, 24 октября, в 21:00 и транслировалось по центральному телевидению. Присутствовал весь состав правительства, депутаты Госдумы, представители профсоюзов и регионов.

"В течение шести лет на нацпроекты из всех источников будет направлено порядка 28 триллионов рублей", — сказал президент. "Это просто астрономическая для нас сегодня цифра. Но мы долго работали над тем, чтобы консолидировать эти ресурсы. Они должны работать внутри страны и на ее развитие, стать стимулом для отечественной экономики, индустрии, науки и образования", — добавил он. По словам Путина, проекты предполагают "консолидацию усилий всех уровней и ветвей власти, представителей гражданского общества и, конечно же, бизнеса. Естественно, безусловно, обязательным является активное участие в проектах развития госкомпаний".

Но оказалось, что ее нет

Однако в процессе обсуждения выяснилось, что "астрономическая сумма" вовсе не консолидирована, даже наоборот, глава Счетной палаты Алексей Кудрин обратил внимание на недофинансирование паспортов нацпроектов (каждый нацпроект имеет свой "паспорт" — "дорожную карту") на триллион рублей из 5,6, выделенных из бюджета. "Это означает, что запуск целого ряда проектов на ближайшие три года замедлится или будет перенесен на более поздние сроки", — отметил Кудрин. Путин с ним согласился: "Алексей прав, тогда мы никаких задач не выполним, целей не достигнем".

На это министр финансов Антон Силуанов ответил, что уже предпринятые меры (повышение налогов и пенсионная реформа) привлекут в бюджет девять триллионов рублей за три года и из этой, мол, суммы и дофинансируем. То есть Силунов надеется на благоприятную конъюктуру цен на углеводороды, которая обеспечивает сегодня дополнительные поступления в Фонд национального благосостояния (ФНБ) и частично в бюджет. Но из ФНБ пока бюджет не финансируется — это кубышка для купирования ЧП в банковской сфере.

Во-вторых, а есть ли уверенность в сохранении тенденции? Конечно, нет. Тогда что должно радикально измениться в экономике, чтобы за последующие три года минфин нашел на реализацию нацпректов 22,4 триллиона рублей? Читатель видит предпосылки для роста ВВП на пять-семь процентов?

Как сделать не по Черномырдину?

Интересно, когда Путину писался новый майский указ, кто-нибудь думал о его реальном финансировании в уловиях санкций и со стагнацией в экономике. Создается впечатление, что просто тупо по западным образцам перешли к практике затягивания поясов у наемных рабочих, повышению налогов на бизнес (НДС и акцизы).

А между тем есть опыт Китая, который сегодня снижает налоги, чтобы стимулировать оптимизм. НДС в текущем году — с 17 до 16 процентов, для микробизнеса — до трех процентов, при реализации собственной продукции ставка — 0. В то же время повышается объем вычетов из подоходного налога, если деньги были потрачены на образование, здравоохранение, содержание родителей. А знаете, почему китайцы не хотят вкладываться в наши нацпроекты? У них нецелевые расходы (читай: взятки, откаты и себе в карман) при использовании бюджетных денег составляют 1,5 процента, по данным ТГ "Китайская угроза", а у нас — 30 процентов.

Поэтому километр великолепной китайской дороги в провинции Хэйлунцзян, где точно такие же погодные условия, как в России, в семь раз дешевле и в четыре раза качественнее, чем в регионах российского Дальнего Востока. При этом зарплата дорожного строителя в КНР вдвое выше, чем у аналогичного строителя в Амурской области. Поэтому и стоит недостроенным мост через Амур, который обещал стать символом российско-китайского партнерства.

С кем "идти в разведку"?

Не видно пока также, как будет осуществляться контроль за расходованием "астрономической суммы". Главным контролером выступает Алексей Кудрин, но он же и главный реформатор. Вопрос — а нет ли здесь конфликта интересов? Второй вопрос — а кто главный управленец, кто разрабатывает механизмы внедрения нацпроектов? Дмитрий Медведев — сомнительно, в связи с отсутствием на совещаниях президента по экономическим вопросам. Судя по замечанию Путина, что цели у вас прекрасные, а "дорожных карт" нет, этот человек не на своем месте.

Главное впечатление от прослушивания докладчиков совещания: перед стартом нацпроектов идет возня за распределение бюджетных средств среди регионов, министерств и ведомств. Сергей Собянин, например, уговорил, что стартовой площадкой для многих проектов будет Москва. Минэкономразвития с минторгом торгуются за деньги проекта по развитию экспорта. А за проект "Экология" идет борьба среди подрядчиков "мусорных дел". Очевидно и другое, что госбюджет один не справится с задачей "настоящего прорыва". К населению залезать в карман, конечно, будут продолжать, но это чревато социальным взрывом.

Ясно, что надо привлекать частные инвестиции. На зарубежные ставку не сделаешь. Запад стоит наперевес с санкциями, а Восток не приемлет коррупции, впрочем и Запад тоже. Путин, как следует из его слов, призвал делиться прибылями госкорпорации: ВЭБ, "Газпром", "Ростех", "Ростелеком", "Роснефть", "Росатом", а также частные компании по "списку Белоусова".

По этому вопросу на совещании доложил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Таких "добровольно-принудительных" проектов у него набралось 140, примерно на 11 триллионов рублей, в том числе потребность в частном дополнительном финансировании по ним оставляет — 7,1 триллиона рублей, отметил ранее Шохин. То есть "капитаны бизнеса" готовы раскошелиться на 3,9 миллиарда рублей за шесть лет, а остальные деньги опять надо откуда-то брать.

Проблема в том, что доходность должна быть выше десяти процентов, то есть больше ставки по депозитам, а таких проектов, как правило, очень мало. Это не инфраструктурные проекты, а проекты IT-технологий. Они важны, конечно, но не так насущны. В итоге, как сказал тот же Кудрин, мы имеем сегодня "большой вызов для реализации всех целей президента". Можно ли идти с таким главным партнером "в разведку" — это уже вопрос президенту.

Освоение денег — ради освоения, а не для людей

Как сказал "Правде.Ру" директор Центра экономического и финансового консультирования Олег Александров, правительство рассчитывает на появление дополнительных доходов от благоприятной конъюнктуры на цены на углеводороды. "Если же цены станут падать, то власти увеличат налоговые ставки, в том числе по НДФЛ, откажутся от ряда льгот в налоговой системе. Большая часть средств пойдет на инфрастуктурные проекты, строительство дорог, портов, транспортных хабов, объектов здравоохранения. Их можно будет реально увидеть и воспользоваться ими простым гражданам", — отметил эксперт в интервью "Правде.Ру".

Это, конечно, верно, но было бы кому пользоваться всем этим, если население будет беднеть и убывать.

Читайте по теме:

Застой. Сколько нам осталось до распада государства?

Прорыва не будет: по беднеющему народу бьют налоги и санкции

Олигархов надо заставить делиться, иначе тюрьма

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить