Будни Бутырки - рассказ о проверке СИЗО

Председатель Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) г. Москвы Вадим Горшенин рассказал о посещении 24 сентября Следственного изолятора №2, известного также как Бутырская тюрьма или "Бутырка". Представители комиссии пообщались с людьми, которые находятся в этом СИЗО. Проблем — как всегда — предостаточно.

"Встретились и очень подробно опросили сегодня 26 человек — по разным статьям обвинения, из разных регионов страны, республик бывшего СССР и дальнего зарубежья", — рассказал председатель ОНК Москвы.

"В результате этих разговоров можно поставить вопрос о десятках миллионах бюджетных рублей, которые были просто выкинуты на ветер. А как еще относиться к тому, если, например, человек, посаженный в СИЗО год назад, всего один (!!!) раз за все это время общался со следователем? 12 месяцев умножить на 60 000 рублей в месяц — это равно 720 тысяч рублей. А у каждого из подследственных, с кем мы общались — от трех до пяти, а у кого-то до 10 месяцев, столько времени они не видели следователей, ведущих их дела. Умножая, все эти цифры мы и выходим на дикие цифры больших государственных растрат, произошедших по халатности следствия", — отметил Вадим Горшенин.

"На всякий случай для непосвященных. Для чего необходим следственные изоляторы, почему туда помещают подследственных? Причин много, это и возможности оказать давление на следствие, и возможность укрыться от него. Но в первую очередь изоляторы — для того, чтобы обеспечить следователям возможность производить следственные действия — проводить допросы, устраивать очные ставки, проводить следственные эксперименты и т. д., и т. п. Но когда обвиняемый видит следователи один раз за полгода, и то, только для того, чтобы с него сняли отпечатки, — это, простите, содержание в следственном изоляторе без необходимых причин", — сообщил он, добавив, что в ходе посещения СИЗО общался с таким человеком.

"Когда один из обвиняемых говорит, что его подставили, рассказывает, как и почему, спрашивает совета: а что ему было делать, если угрожали увольнением, а следователь общался с ним только раз после ареста, то это — что? Этот парень спрашивал, а как он должен был поступить? Я ему сказал, что увольнение — чушь по сравнению с тем, с чем он столкнулся сейчас. Он согласился — удивительно, что он не думал об этом раньше. Но другой вопрос, что по его заявлениям, которые были озвучены не только нам, но и следствию, не проводилось никаких следственных действий для проверки этих заявлений. Что, подставы у нас в стране вообще уничтожены как класс? Ой ли?", — задался вопросом глава столичного ОНК.

"Мы с Борисом Клином, моим коллегой по ОНК Москвы, рекомендовали всем, с кем говорили, обращаться в Московскую прокуратуру и руководству Мосгорсуда о следственной волоките, которая одобряется районными судьями", — добавил Вадим Горшенин.

"Подчеркну еще раз: вопрос не только в вопросах справедливости, вопрос — в бездумном транжировании бюджетных средств. Потому что, когда депутаты Госдумы берут под козырек и готовится одобрить пенсионную реформу с обещаниями ее организаторов повысить на тысячу рублей в месяц пенсию, а мы сталкиваемся с содержанием вот таких подследственных за 60 тысяч рублей в месяц (сравните со средней пенсией по стране!), это говорит о том, что перед проведением пенсионной реформы никто даже не задумывался о возможностях экономии того, что бездумно тратится. Уверен, таких примеров — прорва. Поэтому когда вам в очередной раз начнут рассказывать о необходимости пенсионной реформы, спросите тех, кто спрашивает: почему у нас в стране на содержание людей, только подозреваемых в совершении преступлений тратится почти в шесть раз больше денег, чем на пенсии людям, заслужившим их своим трудом на протяжение нескольких десятилетий?", — подчеркнул он.

Председатель московского ОНК рассказал также о еще нескольких примерах следственного абсурда.

"Поговорили с парнем, с которым также не ведется никаких следственных действий, жителя Московской области, которого (с его слов) обвиняют в краже денег из его собственной банковской ячейки. Поговорили с Петром Милосердовым, обвиняемым в России, за подрывные действия против властей Казахстана. Он просил только об одном — в возможности получить учебник венгерского, в чем ему ранее было отказано. Надеюсь, что начальник СИЗО Сергей Телятников проследит за тем, чтобы Петр смог его получить", — сообщил Вадим Горшенин.

"Пообщались с Михаилом Лящем, президентом и совладельцем компании "Компьюлинк". Зачем было помещать в СИЗО человека по типично предпринимательскому спору и по событию 12-летней давности, которое расследуется, не понимаю. Придя на разговор, Михаил выглядел потерянным, но после того, как Сергей Телятников рассказал об одном из ранее содержавшихся у него подследственных, оживился. На вопрос о жалобах или предложениях по условиям содержания заявил, что занимается спортом по три часа в день, хлеб в Бутырке очень вкусный, а местной каши попросил бы добавки. Удивительно позитивным человеком оказался в крайне необычных условиях", — отметил глава столичного ОНК.

"По результату всех наших общений в Бутырке готовлю обращение в прокуратуру г. Москвы, Мосгорсуд и уполномоченным по правам человека в Москве и России. На этой или следующей неделе планирую аналогичный поход в другой следственный изолятор Москвы. Буду рад вашим комментариям и возможным предложениям, мнениям по тем проблемам, о которых написал выше", — подчеркнул Вадим Горшенин.

Ранее "Правда.Ру" писала о том, что отныне содержащиеся в СИЗО беременные женщины и несовершеннолетние будут лишены дополнительного питания.

Фото: УФСИН России по г. Москве

Читайте также:

Вадим ГОРШЕНИН — о смертях в СИЗО и новом…

Обсудить