Новый предмет в школе с грифом "не навреди" - Новости образования

В школах вводят новый предмет "Основы семьеведения"

На начало учебного года в школах жуткая нехватка учителей. Но реформы, конечно, продолжаются и идут на "ура!". Министерство образования в целом уже одобрило концепцию курса "Основы семьеведения"? Учить школяров реальной жизни — дело, конечно, нужное. Вот только как, чему конкретно и, главное, опять же, кто будет учить? Нужна широкая общественная дискуссия, высказала свое мнение по этому поводу для "Правды.Ру" председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец.

Читайте начало беседы: Наши школы превратились в супермаркеты

— С этого года в рекомендательном факультативном порядке вводится предмет "Основы семьеведения". Министерство образования в целом уже одобрило концепцию этого курса. Реакция в обществе далеко неоднозначная, хотя в некоторых школах и раньше уже шли пробные уроки. На ваш взгляд, нужны ли детям такие уроки семейного благополучия?

— Конечно, никому не помешает знать, как построить семью, как правильно вести домашнее хозяйство, как распределять семейный бюджет. Такие хотя бы общие знания не помешают ни одному ребенку и даже взрослому. Взрослые люди тоже очень часто не знают основ финансовой грамотности, отсюда все эти кредиты в микрокредитных организациях по 720 процентов годовых, бывают и такие случаи. Поэтому рассказывать об этом детям можно и нужно.

Но нужна очень широкая общественная дискуссия по этому вопросу. То, в какой форме это преподается, имеет глобальное значение. Огромное количество родителей против того, чтобы это все преподавалось на основе религиозного воспитания, потому что Россия — многоконфессиональная, многонациональная страна и все-таки светская.

У нас и по Конституции государство и религия разделены. Поэтому если основа семьеведения будет преподаваться в светском формате без навязывания каких-то религиозных норм и национальных традиций, тогда это нормально. А просвещать в этом плане, конечно, нужно. Сама семья сегодня, к сожалению, нуждается в поддержке и в защите.

Если мать-одиночка воспитывает ребенка, то у него формируется своеобразное понятие о семье. Понятно, что ребенок знает, что должен быть папа. Но говорить ему о том, что семья с одним родителем неполноценная или какая-то не такая, — это тоже дискриминация. Мы получаем огромное количество писем и обращений по этому поводу.

Как объяснить, что есть норма, но при этом не ущемлять достоинство и интересы тех, у кого нет этой нормы, — огромный вопрос. И здесь, как ни в каком другом предмете, важна личность преподавателя, его собственный пример.

Если преподаватель вызывает доверие, уважение, если это харизматичный человек, который и сам успешен в семейной жизни, является хорошим родителем, рассказывает об этом детям, то дети, конечно, верят ему, потому что он своим примером подтвердил, что он благополучен в семейном плане.

Если же женщина лет сорока, которая по каким-то причинам не смогла выйти замуж либо у нее нет детей, будет рассказывать о том, что дети — это смысл жизни, то в этом есть какое-то противоречие и какой-то изначальный обман.

Поэтому я очень осторожно отношусь к этим нововведениям и уверена, что дети, как губка, впитывают то, что происходит вокруг них, а ориентиром, примером для них, даже если этот пример отрицательный, является своя собственная семья. Школа может показать, что у нас есть, допустим, психология межличностных отношений, необязательно межполовых, а самых разных отношений между людьми.

Будет хорошо, если все это вводится в такой курс. Я бы даже не создавала отдельный, называя его семьеведением, а, например, отдельно сделала факультатив по межличностному общению, отдельно — факультатив по финансовой грамотности, отдельно — факультатив по профориентированию.

Все это нужно в жизни, но чтобы это было реально полезно педагогами должны быть люди, которые действительно понимают, о чем они говорят и успешны в той сфере, которую преподают. И тогда личность ребенка была бы разносторонне и гармонично развита. Такой человек способен выстроить отношения, в том числе с противоположным полом, и создать нормальную семью.

А рассказывать о том, что, знаете, так вот нормально, а так ненормально, чтобы ребенок почувствовал себя ущербным, потому что у него семья бедная, один родитель или вообще опекун, и получается, что происходит что-то страшное, наверное, не совсем правильно. Здесь очень легко навредить. А такие дисциплины должны вводиться именно по принципу "не навреди".

— Личность учителя, несомненно, играет очень важную роль в процессе образования. Но достаточно ли настоящих профессионалов? И хватает ли их вообще? Идут ли сейчас молодые учителя на работу в школу после педагогических вузов?

— Да, проблема в этом есть, и очень серьезная. Минобр бьет тревогу сейчас: на начало учебного года достаточно жесткий дефицит учителей. Я уже несколько лет назад говорила, что так и будет. Это было уже понятно, потому что мы работаем с цифрами и фактами. И, в принципе, вполне очевидно, что так и должно было случиться.

Для меня даже достаточно странно, что только сейчас об этом все заговорили. Здесь все черным по белому: профессия учителя уже давно перестала быть престижной. Поэтому в педагогические вузы, к сожалению, молодежь идет не по призванию, а по остаточному принципу. Те, кто не набрал баллов для поступления на более престижные факультеты, идут в педагоги.

Это совсем не те люди, которые изначально хотели работать с детьми, а те, кто изначально поставил для себя задачу получить высшее образование. И ожидать от этих людей, которые отучились ради корочки, что они пойдут в школу к детям, было бы наивно.

Фото: Fotodom.ru/Коммерсантъ

Продолжение следует…

Беседовала Лада Коротун

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Читайте также:

Учитель — это круто: В старейшем российском педвузе…

Взяв учеников в семьи, учителя спасли школу

Сельские учителя, чтобы спасти школу, усыновляют детей

Специалист: Школа калечит наших детей

Половое воспитание. Тайна должна остаться

Автор Лада Коротун
Лада Коротун - журналист, интервьер, корреспондент Правды.Ру *