Бразильский Volkswagen будет не дороже "Жигулей"

Для того чтобы отыграться за первое полугодие 2003 года, немецкий концерн Volkswagen готовится вывести на российский рынок свой автомобиль бразильской сборки.

В конце августа компания Volkswagen официально заявила, что еще до конца 2003 года на российский рынок выйдет автомобиль Volkswagen Gol, стоимость которого не превысит 9 тысяч евро. Немецкий производитель не упустил и возможности продемонстрировать новинку на Московском международном автосалоне-2003. По мнению экспертов, выход VW Gol на российский рынок напрямую связан с желанием концерна успешно конкурировать в низшем ценовом сегменте, а также реабилитироваться после провального первого полугодия. Впрочем, однозначно говорить о том, что Gol станет российским народным автомобилем, пока нельзя: азиатские автомобили, равно как и иномарки отечественной сборки, вряд ли отдадут без боя свою долю на рынке.

Россия станет первой страной за пределами Южной Америки, где будет продаваться Volkswagen Gol. Впервые автомобиль был представлен в 1980 году; он имел своей целью стать правопреемником легендарного «жука». Gol стал крупнейшим успехом бразильской автомобильной промышленности: 3,5 миллиона автомобилей этой модели было произведено и продано на рынке Бразилии и за границей, что превышает исторический рекорд легендарного «жука», который был произведен в Бразилии в количестве немногим более 3 миллионов. На 6-м Московском международном автосалоне вниманию публики был представлен модернизированный Gol третьего поколения. «Это современный автомобиль, который является таким же привлекательным и функциональным, как и все выпускаемые сегодня в мире автомобили», – считает Карл Хиртрейтер, вице-президент отдела разработок новой продукции Volkswagen. Cудя по всему, на этот проект возлагаются большие надежды – он должен помочь восстановить рыночные позиции, утерянные в первом полугодии 2003 г.

Как известно, с января по июль 2003 года российский рынок иномарок вырос почти в полтора раза. Однако в связи с ростом курса евро спрос оказался неравномерен: одни автопроизводители увеличили свои продажи на десятки процентов, другие сохранили долю рынка на уровне прошлого года. В первом полугодии дилеры VW продали в России 3,4 тыс. машин (на 13,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), Skoda – 3,6 тыс. (падение продаж на 40%), Audi – 1,35 тыс. (минус 10% от уровня 2002 года). Цены на автомобили Audi, Volkswagen и Skoda, выставленные в евро, отпугивают покупателей, которые копят на машину в долларах. Судя по всему, это дало руководству группы компаний повод задуматься об обеспечении своего присутствия в низшем ценовом сегменте. В результате производители «народных автомобилей» вспомнили о действительно народной легковушке, производимой в Латинской Америке. «В Южной Америке стоимость производства долларовая, а в Европе, соответственно, в евро. Если евро растет, то, естественно, имеет смысл поставлять VW из Бразилии, – рассказал в беседе с журналистом RBC daily член правления компании «Автомир» Сергей Алексейчук. – На мой взгляд, это очень хорошая идея – перераспределять потоки автомобилей, которые делаются в разных точках земного шара в зависимости от курсов валют». В результате самые топовые комплектации Volkswagen Gol будут продаваться в России не дороже 9 000 евро, что для немецкого автомобиля неожиданно дешево.

Впрочем, вполне понятно, что и при такой цене у Volkswagen найдутся конкуренты: скорее всего, это будут недорогие азиатские легковушки и иномарки российской сборки, которым сейчас принадлежит низкоценовой сегмент рынка. «Отечественный потребитель рассуждает так: зачем мне переплачивать за одно и то же блюдо, если оно попросту подается под разными соусами, – сказал RBC daily собеседник в одном из московских автосалонов, торгующих японскими автомобилями. – Для российского автолюбителя основной показатель – соотношение цена/качество». Исходя из этой особенности российского покупателя, сложно прогнозировать, окажется ли для него «немецкое качество» в бразильском исполнении привлекательнее, чем, например, Kia Rio, Ford Focus или Renault Clio Symbol отечественной сборки. Тем более что, по словам маркетологов, спрос на «российские иномарки» продолжает расти. Так, на Ford Focus, собранный в Ленинградской области, даже пришлось повышать цену, чтобы хоть как-то остановить поток заказов на машину: мощностей завода не хватало, чтобы обеспечить «Фокусами» всех желающих.

Кроме того, эксперты говорят, что разница в цене между «немецким бразильцем» и «русским иностранцем» окажется уже не принципиальной для россиян. «Цены на тот же автомобиль Rio начинаются где-то с 9 000 долларов, в то время как Volkswagen обещает максимально начиненный Gol не дороже 9 000 евро, – говорит автодилер. – Между тем практика показывает, что на уровне 8-10 тысяч долларов разница в пределах тысячи воспринимается покупателем практически безболезненно». Кроме того, Volkswagen Gol оснащается 1-литровым двигателем, в то время как в Kia ставят на Rio более мощный двигатель объемом от 1,3 л. Поспорить с Gol наверняка захочет и таганрогский завод Hyundai, который также готов производить автомобили для зарождающегося в России среднего класса. «Сейчас многие автопроизводители обдумывают различные проекты, которые могут представить потребителю автомобиль в низкой ценовой категории, – считает Сергей Алексейчук из «Автомира». – Это не только Volkswagen, но и другие производители тоже. Это позволит нам иметь больший выбор, потребитель сможет за достаточно небольшие деньги получать качественный продукт». Не исключено, что жесткая конкуренция среди недорогих авто все-таки подвигнет немецкий концерн на поиск решений для дальнейшей экспансии в этом рыночном секторе. Одним из таких решений может стать строительство завода в России, тем более что для производителя «народных автомобилей» это не в новинку, он имеет филиалы по всему миру.

Отдел экономики

Обсудить