Сергей Афанасьев: наркоторговля – это глобальная проблема без национальности

Адвокат, председатель Московской коллегии "Афанасьев и партнеры", руководитель экспертно-аналитического центра "ProПраво" Сергей Афанасьев — о глобальной угрозе, не знающей границ и их же не признающей.

— 4 декабря в Государственной Думе впервые состоялась Международная конференция "Парламентарии против наркотиков", в которой приняли участие делегаты из 43 стран и представители ООН. Сергей Николаевич, а с какой предметной целью проводятся такие масштабные мероприятия?

— Предметная цель едина. Проблема ввоза, сбыта, употребления наркотиков с каждым годом становится только острее и изощреннее. Она не имеет национальности — миллионы людей по всему миру становятся жертвами организованной наркопреступности. Наркобизнес повсеместно плодит коррупционные схемы, а нелегальные доходы от продажи наркотиков идут на новые преступление, в том числе — и на финансирование терроризма. Поэтому председатель заседания, спикер Госдумы Вячеслав Володин обратил внимание на необходимость тесного международного сотрудничества в данной сфере, на недопустимость легализации так называемых "легких" наркотиков и потребность в усилении ответственности за нелегитимные пропаганду и рекламу наркотических средств в СМИ и социальных сетях.

— В чем сегодня заключаются основные трудности в мировой борьбе с оборотом наркотиков?

— Как и в любой заведомо незаконной сделке, в мировом наркообороте существуют две основные проблемы — с производителями и потребителями. Если первых правительства всех стран так или иначе стремятся изолировать, подвергая и репрессивным мерам, то вторые, напротив, нуждаются во внимании государства и общества. А ведущей задачей социума и власти остается не только лечение, но и профилактика наркозависимости.

— Чем же конкретно могут помочь подобные межпарламентские встречи?

— Союзническими взаимоотношениями, здравой правовой солидарностью. Преодолеть криминогенную схему поможет выработка единого международного подхода в борьбе с наркокартелями и их "филиалами", который позволит мировому сообществу оперативно пресекать источники производства и каналы транспортировки веществ. Однако с учетом заинтересованности (явной или латентной) ряда стран (на территории которых наркотики культивируются и изготавливаются) в сохранении нелегальных доходов, достичь здесь программных успехов в ближайшее время будет затруднительно. Настораживает и подход отдельных государств (США, Нидерланды, а теперь еще и Грузия) к вопросам легализации производства, продажи и потребления "легких" наркотиков, включая марихуану. Подобное отношение правительства создает условия для вовлечения в наркобизнес широкого круга лиц, да и от "легких" наркотиков до прочих — один шаг. Но искренне надеюсь, что парламентарии будут и далее продолжать разработку рамочных документов, которые станут новым базисом международной деятельности по препятствованию наркотрафику.

— Но, Сергей, согласитесь, не везде же легализуют наркотики. Где-то всё совсем наоборот?

— Совершенно верно, есть и радикально обратные примеры. Так, курс президента Филиппин на борьбу с наркомафией привел к массовым расстрелам граждан прямо на улицах, как говорится, без суда и следствия. Подобный "формат" ответа властей крайне опасен: он создает условия для массового нарушения прав граждан, в том числе и основного — права на жизнь, создает предпосылки для злоупотреблений со стороны силовых структур.

— Что бы Вы лично, в качестве экспертного мнения от юриста, порекомендовали российскому депутатскому корпусу?

— В данном случае я соглашусь с мнением, высказанным на конференции: нужно сформировать модельное законодательство для эффективной борьбы с наркоторговлей. Важно совершенствовать существующую правовую базу совместно с другими государствами таким образом, чтобы уже проверенные практики легли в основу общих законодательных решений в сфере борьбы с наркопреступностью, по предотвращению наркопропаганды через интернет и социальные сети. Необходимо также создать правовой утилит "быстрого реагирования" на новые поколения наркотических средств.

Разумеется, я бы советовал (в метапрофессиональной связке с IT-инженерией, киберотделами) обратить пристальное внимание и на теневой интернет, так называемый "даркнет". Его доступность куда выше, чем может казаться, а торгуют на его просторах чем угодно и совершенно свободно. Каналы контрабанды токсических и наркотических продуктов там трудно вообразимы и неконтролируемы. А есть еще и анонимные мессенджеры, современные платежные системы, "прикрывающие" интересы заказчиков и клиентов. И здесь нужны, возвращаясь к призыву Вячеслава Володина, гибкие и оперативные решения.

В вопросах же наказания за распространение и производство наркотиков, на мой взгляд, сократить число таких преступлений способны только серьезные меры. Ориентироваться на европейский образчик толерантности здесь просто опасно, поскольку чересчур гуманный подход к наркопреступникам создает у последних ощущение вседозволенности и безнаказанности. Сроки наказания в виде лишения свободы, предусмотренные, в частности, нашим Уголовным кодексом, нуждаются в постоянной корреляции.

— А как быть с наркозависимыми гражданами, уже не представляющими свою жизнь без наркотиков? И где же альтернатива?

— Такие лица, конечно, нуждаются в компетентном лечении. Сама же проблема сокращения числа наркозависимых и профилактика роста потребления наркотиков имеет системный характер и требует вовлечения как институтов государства, так и гражданского общества. Как отметил спикер Госдумы, основной целью здесь должно являться формирование в обществе и, в первую очередь, в молодежной среде стойкого неприятия образа жизни, связанного с наркоманией. Значит, социум должен предложить альтернативу: осуждая употребление наркотиков, поддерживать развитие спорта и ведение здорового образа жизни.

Обсудить