Кто будет диктовать условия на саммите АТЭС?

Президент России отправился во Вьетнам, а перед этим написал колонку в Bloomberg, в которой выступил с новым интеграционным проектом. Ситуацию для "Правды.Ру" комментирует Владимир Мазырин, доктор экономических наук, руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН.

— Владимир Путин к пятничной встрече лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) написал колонку в Bloomberg. Президент России не часто пишет авторские статьи...

— Во-первых, вероятно для того, чтобы поднять планку саммита, в статье прозвучали новые идеи, запланированы встречи с ведущими лидерами стран этого региона. К тому же, я думаю, что это основа для совместного заявления с вьетнамским президентом.

Второй момент состоит в том, что наши позиции на таком высоком уровне, в таком формате не излагались с 2012 года, хотя в рабочем порядке работа велась активно. В статье много новых позиций, в частности, в области цифровой экономики.

И, в третьих, саммит проходит во Вьетнаме, с которым у нас достаточно высокий социальный уровень отношений, и неформальный тоже. Я почти уверен, что вьетнамская сторона обращалась с просьбой о поддержке, и, конечно, мы с удовольствием пошли навстречу.

— Президент пишет, что за последние пять лет доля стран АТЭС в внешней торговле России увеличилась с 23 до 31 процента и с 17 процентов до 24 процентов в экспорте. Насколько это реальные успехи? Что скрывается за относительными цифрами? Чем торгуем?

— Я думаю, что эти цифры надо осторожно взвешивать. С Китаем идет очень хорошее восстановление, но проблема в том, что это рост от низкой базы 2014-2015 годов, реального увеличения торговли еще нет. И тут причина понятна, увеличивать торговлю и инвестиции, когда на спаде экономика, достаточно сложно.

Чем торгуем? Преимущественно, мы поставляем сырье и продукты первого передела, то есть, металлопрокат, химические удобрения, нефтепродукты. У нас целый ряд стран, начиная с Вьетнама, и других стран АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии — политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация 10 стран, расположенных в Юго-Восточной Азии- Ред.), покупает вооружение, и мы включаем в товарооборот эти военные поставки.

Есть поставки гражданского машиностроения — туда, где мы строим объекты типа электростанций, Но вообще, конечно, надо наш экспорт "облагораживать". В этом году появились подвижки в части зоны свободной торговли с Вьетнамом. Россия и Белоруссия начали поставлять туда легковые и грузовые автомобили, автобусы и прочую технику. Это случилось благодаря снижению тарифов по всяким льготным режимам.

— Путин предложил создать большое евразийское партнерство на основе ЕАЭС и проекта Китая "Новый шелковый путь". Каковы перспективы, есть ли интерес у стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)?

— Я думаю, что пока это достаточно абстрактная конструкция. По сути дела, в ее основе лежали ранние предложения о том, что мы готовы объединить платформы Евразийского союза, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и АСЕАН. Как объединить, пока совершенно непонятно, но, видимо, это "кирпичики" предложенного "здания". Непонятно, как мы будем объединять этот проект с созданием Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. В новой инициативе, наверное, подразумевается, скорее, формат "АТРплюс".

- Президент сообщил, что в рамках этой идеи выдвинуты предложения об унификации цифровой экономики и торговых правил, согласованию технических стандартов, координации стратегий формирования высокотехнологичных рынков и создание единой концептуальной основы для цифрового пространства. Это реально?

— Это абсолютно реально. Это назрело. И это одна из сильных сторон и преимуществ АТЭС, этим страны и занимаются. Это прерогатива ВТО (Всемирная торговая организация-Ред.), но, поскольку там никак договориться не могут, то это переносится на другие площадки регионального характера. А вопросы эти, безусловно, стоят. Сейчас они решаются в рамках многосторонних зон свободной торговли, поскольку странам-участникам с разными стандартами и подходами надо их унифицировать. У нас такая задача стоит конкретно в рамках зоны свободной торговли Евразийского союза и Вьетнама.

— Какой реакции можно ждать от Вашингтона? Ведь Трамп отказался от Tихоокеанского торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП)?

— Может быть он и отказался, но не США. В США только начата процедура выхода, а она достаточно длительная и может быть специально затянута до избрания следующего президента, который скажет соответствующие слова и вернет процесс на круги своя. Тем более, там все участники спят и видят, как бы Штаты вернуть, потому что для них американский рынок — это самый большой интерес. В общей форме Трамп и любые другие лидеры могут выражать заинтересованность в наших предложениях. Но США, конечно, будут против — у них свой трансконтинентальный проект, который, по сути, заменяет ВТО, в котором они не могут диктовать свои условия. А здесь могут. Вообще проект Путина и американский проект не пересекаются. Как и во всем остальном, у нас противоположные с США интересы. Поэтому, никак наша инициатива с ТТИП не стыкуется.

Справка. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — международная организация, созданная для сотрудничества в области региональной торговли, обеспечения экономического развития, либерализации условий капиталовложений в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС была образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Экономика стран АТЭС занимает значительное место в мире: население стран АТЭС составляет около 40 % мирового населения; доля этих стран в мировой экономике составляет более 50 % ВВП и более 40 % мировой торговли.

Страны члены: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа — Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам. Во Вьетнаме уже работает саммит АТЭС на уровне министров иностранных дел, 10 ноября подъедут лидеры государств.

Обсудить