МиГ-41: истребитель Судного дня

Новый истребитель МиГ-41, разработка которого идет в России, может выйти на испытания уже в 2020 годах. При этом стоящие сейчас на вооружении перехватчики МиГ-31 успешно справляются с задачами и не устареют до 2030-х годов.

26 октября истребители-перехватчики дальнего радиуса действия МиГ-31БМ прикрыли ракетоопасные направления на учениях в небе Приполярного Урала. В воздушных маневрах приняли участие экипажи двух авиаполков, дислоцированных в Пермском и Красноярском краях.

Более 40 самолетов также выполняли дозаправку в воздухе на большой высоте. Такое упражнение входит в число сложнейших для пилотов боевой техники, так как предполагает возможность удержать самолет на расстоянии 10-15 метров от заправщика Ил-78, несмотря на аэродинамические возмущения и очевидную угрозу столкновения.

МиГ-31 находится на боевом дежурстве чуть меньше полувека, а точнее, с 1975 года. Увидевший тогда свет в конструкторском бюро имени Микояна истребитель сразу стал уникумом по ряду параметров: он первым был оснащен фазированной антенной решеткой, позволяющей ему "держать" до 24 целей, при активном сопровождении, как минимум восьми. Кроме того, он получил хорошее вооружение — ракету класса "воздух-воздух" дальнего радиуса действия. Это сделало его убийцей ряда целей, включая даже спутники на низкой околоземной орбите. Другой внушающей уважение характеристикой ветерана ВВС является его запредельные скорость и дальность полета.

Но предел есть всему. Поэтому еще в 1990-е годы руководство военным авиапромом приняло решение о создании принципиального нового самолета, развивающего ЛТХ МиГ-31. Будущая машина получила условное название "проект 701". Но в эпоху Ельцина Россия не нуждалась в новых машинах для защиты собственного воздушного пространства, поэтому проект был заморожен.

И вот теперь МиГу-41 снова дан ход. Любопытно, что заказ поступил от руководства страны, а не является творческим предложением конструкторов КБ имени Микояна. Также сразу привлекает внимание жесткая фиксация сроков исполнения оборонного заказа: ожидается, что машину примут на вооружение уже в 2025 году.

Проект давно реанимирован, так как около месяца назад стало известно о его состоявшемся переходе с научно-исследовательской стадии в фазу опытно-конструкторских работ. Для перехода на этот этап в КБ должны были быть уже готовы все необходимые расчеты и предварительные чертежи.

Пока новая конфигурация машины неизвестна, но с большой долей вероятности можно утверждать, что, в итоге, мы получим развитие старого доброго МиГ-31. Остается открытым вопрос о том, будет ли новый аппарат беспилотником или будет пилотируемым.

Можно также отметить, что МиГ-41 призван стать проектом не только ОКБ имени Микояна, но и ряда смежных ведомств. Это доказывает срочность ввода в строй новой машины. В свою очередь, сама спешка порождает вопрос: чем она вызвана? В последний раз руководство страны так торопилось с программой перевооружения накануне Великой Отечественной войны.

Автор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить