Русских любить нельзя: как элита Литвы становится врагом народа

Самый знаменитый кутюрье в истории независимой Литвы Юозас Статкявичюс опять попал под огонь критики со стороны своих соотечественников. На этот раз он стал врагом народа всего лишь потому, что дал интервью изданию Sputnik Литва, которое называют "рупором Кремля".

Первый раз Статкявичюсу досталось в феврале. Тогда 48-летний модельер, клиентами которого значатся певица Бьорк и звезды Голливуда Кира Седжвик и Наоми Уоттс, на своей странице в социальной сети Facebook посетовал на то, что за время независимости жизнь в стране не стала лучше. Власти только раздают пустые обещания, а ситуация не меняется.

"Нетрудно заметить, что еду мы покупаем в Польше, работаем в Норвегии, Англии. Отдыхаем в Испании, Турции. Молодежь учится во всем мире! Так зачем нужна эта Литва? Чтобы содержать депутатов парламента, которые заставляют людей эмигрировать?" — задался тогда вопросом дизайнер. И заметил: "Я снова думаю бежать отсюда! Из страны, где национальное блюдо — другой литовец!".

Нетрудно представить, какой поток критики обрушился на автора этих слов в легкоранимой Литве. Обвинениями в предательстве запестрели СМИ и соцсети. Уже тогда лишь за высказанное особое мнение его пытались сделать врагом народа. Запись вскоре пропала со страницы кутюрье, за что его еще и обвинили в трусости. Но шумиха вскоре улеглась.

И вот теперь случился новый скандал. Сейчас дизайнер провинился тем, что дал интервью "кремлевскому рупору", как посчитало издание Delfi. И за это был назван "тряпкой" светочем литовской журналистики Андрюсом Тапинасом.

Этот несостоявшийся автор бестселлеров назвал "тряпкой" первого модельера Литвы, чьи проекты представляли журналы Elle и Vogue, L'Officiel и Harper's Bazar. Дизайнера, который с успехом представлял свои коллекции в Нью-Йорке, Сиднее и Париже. Прославленного кутюрье, который одевал супругу бывшего президента Литвы Валдаса Адамкуса Альму Адамкене, экс-президента Латвии Вайру-Вике Фрейбергу и супругу наследника датского престола принца Фредрика принцессу Мари. Художника, получившего заказ на эскизы национальных костюмов к столетию Литовского государства. Он — самая настоящая элита маленького прибалтийского государства. И перед "истинными" арийцами, простите, литовцами, виноват-то лишь тем, что не скрывает своей любви к русским.

На вопрос издания Sputnik Литва о своих контактах с Россией, Статкявичюс отмечает, что это его любимая страна. "Как я могу оборвать связи с Москвой, где у меня масса друзей?! Только в Вахтанговском театре я помог Римасу Туминасу сделать 5 спектаклей. А в декабре во МХАТе я буду помогать уже Алле Сигаловой. Я обожаю Россию. И никто не запретит мне дружить с русскими. Для меня это самые лучшие, самые интересные друзья", — отвечает дизайнер.

Для Литвы, где о советском периоде иначе, как об оккупации, не говорят, звучит, конечно, дико. Но, возможно, критикуют Юозаса Статкявичюса за другие слова.

В интервью мастера спрашивают, когда измениться к лучшему ситуация в Литве, из которой ежегодно уезжают по 30-40 тысяч человек. Он называет условие: "это может произойти только после смены власти, включая президента".

Далее — приговор пропаганде Литвы: "Пока на нас то и дело нападает Россия. Смешно слушать, сколько раз она на нас уже напала. Чуть ли не каждый день танки к нам едут. Честно говоря, литовская пропаганда уже достала. Она совершенно дурацкая! Ну что, что России здесь, в Литве, делать? Зачем мы ей?"

В интервью он подробно объясняет, что местным властям и их пропагандистам враг в лице России выгоден, поскольку позволяет отвлекать общество от настоящих проблем — нищеты населения и массового бегства в богатую Европу. И не понимает, почему критикуют людей, говорящих правду: "Я удивляюсь: все живут, стиснув зубы, но при этом орут, как я не люблю Литву".

Как человек, любящий свою страну, Статкявичюс считает, что имеет право на голос: "Я спокойно мог бы жить в любой другой стране. Но все, чем я занимаюсь, я делаю на благо любимой Литвы. Но почему я должен молчать?"

И еще раз подводит итог деятельности властей страны, так долго мечтавшей вырваться из СССР: "На самом деле ситуация в Литве очень плохая. И это еще мягко сказано. Я бы тут употребил несколько крепких русских выражений. Но лучше не буду…".

Свою жизненную позицию Юозас Статкявичюс объясняет просто: "Я лишь хочу одного — реальных перемен внутри страны. И пусть я стану врагом народа, если это пойдет на благо любимой Литвы!"

Автор Евгений Шуршаков
Евгений Шуршаков — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить