Регистрация и другие причины провала миграционной политики РФ

Погрозили пальцем: почему дактилоскопия на границе — не для нас

Управление по вопросам миграции МВД предлагает усилить контроль на границе. Для этого надо проводить на КПП дактилоскопию и фотографирование — это якобы обойдется дешевле, чем любой теракт.

"МВД создает огромный ресурс, пользуется базами и ЕврАзЭс и базами дальнего зарубежья, но мы сначала всех пускаем, а потом начинаем их отлавливать. На мой взгляд, этот процесс фотографирования и дактилоскопии логично было бы вынести на границу", — пояснила начальник управления Ольга Кириллова.

Это предложение "Правде.Ру" прокомментировал руководитель фонда "Миграция XXI век", экс-замдиректора ФМС РФ Вячеслав Поставнин.

— Я не очень понимаю, что это даст в данный момент. Денег потратим кучу. У нас как минимум 148 погранпереходов, не считая автомобильных и железнодорожных. Их надо будет все оснастить дактилоскопическим оборудованием. Представьте себе Домодедово и Внуково, сколько это по времени потребуется, пока пальчики снимут. А смысл, главное, в этом какой, я не могу понять? Что мы сделаем, кроме как потратим деньги?

Но "мы сначала всех пускаем, а потом начинаем отлавливать"?

— Имеется в виду, что человеку закрыли въезд, он поменял документы и поехал с другими, а на границе его остановят? Логика вроде в этом есть. Но я еще раз повторяю: хорошо, эти люди не поедут, что дальше внутри изменится? Люди, которые здесь что-то нарушили и попадут под удар, что их могут депортировать или выдворить, просто не будут уезжать.

Мы зациклились на этой аппаратуре — фиксировать, не пускать их, задерживать, хватать их, вот эти все запретительные, ограничительные меры. Но никто не хочет создать инфраструктуру, которая бы позволила управлять миграцией. Наша задача — управлять миграцией, а они все что-то запрещают. Покажите цель, стратегию нашей миграционной политики?

Наверное, любой теракт обойдется дороже, чем оборудование границ?

— И как оборудование с ними борется? Решил террорист приехать в Россию. И что? Он нигде и ни в чем не замечен, приехал и совершил теракт. При чем здесь борьба с терроризмом, если мы говорим о целях миграционной политики?

Национальная безопасность включает в себя гораздо больше: это не только борьба с терроризмом — это социальная напряженность, межнациональные конфликты и масса вещей. Миграционная политика должна служить развитию. Когда-нибудь мы услышим у них это слово вообще — "развитие"?

Мигранты работают у нас, десять с лишним миллионов человек, каждый день с утра до вечера трудятся, вносят свой огромный вклад в ВВП. Нет, об этом мы говорим вообще ничего. Над ними тут издеваются, с ними что угодно можно делать — нет, давайте будем все ограничивать. Зачем, ради чего? Бессмыслица.

Начиная с 2014 года каждый год ужесточаем миграционную политику. В результате что мы получили? Колоссальное количество нелегальных мигрантов, теракты, митинги и прочее. То есть эффект ровно обратный. И в новом предложении я вижу только одно — желание потратить деньги.

Вероятно эти меры будут приниматься не только на госгранице России, но и по периметру ЕврАзЭС, учитывая свободу перемещения внутри союза?

— Конечно. К примеру, в странах Западной Европы, в Англии и Испании на границе человек палец должен приложить. Но там вопрос в чем: человек получает визу, сначала там отпечатки пальцев оставляет. Его фиксируют на момент получения визы, заносят в базу, а потом сверяют, что это тот человек, который заявился на визу.

В России со странами — членами Евразийского экономического союза безвизовый режим. У нас в ЕврАзЭС свободное движение товаров, услуг, перемещение людей. Если у нас товары и капиталы движутся свободно, и с этим все нормально, то с перемещением людей у нас проблемы — тормозит регистрация.

Там (в ЕС) процесс свободного перемещения людей, а у нас процесс регистрации, миграционного учета, который стал огромным тормозом, и об этом говорил комиссар ЕврАзЭС по социально-экономическому развитию. Этим надо заниматься, надо совершенствовать системы регистрации, мониторить их, но не так, как мы делаем.

А как совершенствовать систему регистрации?

— Это сложный вопрос, мы сейчас над этим работаем. Надо уходить от адресной системы регистрации, которая у нас сейчас существует, и "принимающей стороны". Эти понятия уже устарели. Они хорошо работали в советское время, когда было мало мигрантов, мало передвижений, тогда каждый иностранец приезжал куда-то конкретно.

При свободном въезде и огромных массах людей, передвигающихся по стране, эта система стала тормозом. Ее надо убрать, упростить, но не потерять контроль, потому что мы в результате ужесточительных мер потеряли контроль над миграцией.

Мы не знаем, сколько точно мигрантов находятся у нас в стране. Мы не знаем точно, где они находятся. Мы их потеряли. Мы плохо представляем движение наших граждан внутри страны.

А вот эти громкие заявления — "Мы боремся с терроризмом"... Борьба с терроризмом не сводится к тому, что на границе поставят дактилоскоп и будут снимать отпечатки, и террорист не проскочит. Ну прямо не проскочит! К терроризму это не имеет никакого отношения.

Беседовала Лада КОРОТУН

Автор Лада Коротун
Лада Коротун - журналист, интервьер, корреспондент Правды.Ру *
Обсудить